Стозвоном сосняка что это

Класс: 2

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые учебники и учебные пособия: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint, репродукция картины В.М. Васнецова “Снегурочка”;
у учащихся: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др. “Литературное чтение”.

1. показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.
2. учить слушать стихотворение, формировать специальные читательские умения: правильно называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
3. развивать умение анализировать произведение
4. воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать свое отношение к прослушанному произведению.
5. Воспитывать интерес к предмету.

  • формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, музыки, литературных произведений.
  • формируем умение на основе анализа произведения делать выводы.
  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства и литературы;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения.
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание:

  • воспитание трудолюбия, способности к познанию;
  • экологическое воспитание;
  • эстетическое воспитание.
  • Готовность к саморазвитию;
  • Формирование мотивации к учению и познанию.
  • УУД – основа умения учиться.
  • Учебная деятельность по получению новых знаний;
  • Преобразование и применение новых знаний
  • 1. Организационный момент.

    У. Прозвенел звонок для нас!
    Все зашли спокойно в класс,
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Мы легонечко вздохнём.
    Урок чтения начнем.

    2. Погружение в урок. Актуализация опорных знания.

    У. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки.
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила.
    Как махнула рукавом
    Всё покрыло серебром.

    Д. Это загадка о зиме.

    У. Правильно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о волшебном времени года – о зиме. Совершить путешествие в сказку нам поможет внучка деда Мороза. Как ее зовут?

    Д. Ее зовут Снегурочка.

    Вывешивается на доску репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова “Снегурочка”.

    У. Правильно, это Снегурочка. Посмотрите на репродукцию картины нашего земляка В.М. Васнецова. Какой изображена Снегурочка? Какое время года изобразил художник?

    Д. В.М. Васнецов на своей картине изобразил время года – зиму. Снегурочка на его картине очень красивая, нежная. Она гуляет по зимнему лесу, любуется его красотой. Если закрыть глаза, будет слышен скрип снега под ее ногами.

    У. Давайте полюбуемся красотой зимы.

    * Под произведение Вивальди “Зима” показываются слайды с картинами известных русских художников (Архипов, Бродский, Васнецов и другие).

    У. Какое настроение у вас возникало, когда вы смотрели на картины?

    Д. Настроение было радостное, когда на картинах был изображен солнечный зимний день. Когда на картинах мы видели вьюгу и метель, настроение становилось грустное.

    У. Как изобразили художники зимний лес?

    Д. Художники изобразили зимний лес очень красивым нарядным. Они использовали в своих работах много белых красок, различные оттенки синего и голубого.

    У. Подберите слова, которыми можно описать деревья в зимнем лесу.

    Д. Деревья в лесу – нарядные, ветви покрыты серебром, в хрустальных нарядах, искрятся и сверкают на солнце, белоснежные, кружевные.

    У. Какие чувства у вас пробудила музыка Вивальди?

    Д. Когда звучала музыка, то настроение менялось. Оно было то торжественное, радостное, то грустное, тревожное. Потому что зима – изменчивое время года; то идет снег, воет вьюга, то выглядывает солнце, искрится снег на морозе.

    У. Как вы думаете, есть ли связь между музыкой и картинами?

    Д. Связь между музыкой и картинами очень большая, музыка подчеркивает настроение, изображенное на картинах.

    У. Зима – волшебное и удивительное время года. Зима может быть суровой и величественной, радостной и торжественной, веселой и холодной, неуютной.

    Нашей Снегурочке очень нравится путешествовать с вами, ребята, ей очень нравится, как вы выражаете свои чувства и эмоции.

    У. Мы с вами увидели и услышали, как изображают зимушку художники и композиторы. Скажите, пожалуйста, а кто еще может воспевать красоту зимней природы?

    Д. Красоту природы могут еще воспевать поэты.

    3. Сообщение темы урока.

    У. Каких поэтов, описывающих красоту зимы, вы знаете?

    Д. Тютчев, Пушкин, Аким, Бальмонт, Есенин и др.

    У. Одно из прекрасных стихотворений о зиме “Поет зима – аукает. ” написал замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин.

    Читайте также:  Экопол инструкция по применению

    У. Сформулируйте тему нашего урока.

    Д. Сегодня мы познакомимся с произведением С.А. Есенина “Поет зима – аукает. ”.

    У. Чему мы будем учиться на нашем уроке?

    Д. Мы будем учиться слушать, выразительно читать, высказывать свое отношение к прослушанному.

    4. Вступительная беседа.

    У. Я предлагаю вам поближе познакомиться с С.А. Есениным и его творчеством.

    *Показываются слайды с портретом поэта, его малой родиной.

    Поэт Сергей Александрович Есенин известен каждому русскому человеку. Его стихи очень любят. Родился Сережа Есенин в селе Константинове, Рязанской области. Село раскинулось на высоком холмистом берегу реки Оки. Детство поэта было счастливым и вольным. Он жил в семье своего деда, целые дни он проводил на природе. Вот тогда и начала формироваться тонкая и чувствительная душа поэта. Из воспоминаний детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.

    5. Знакомство с произведением С. Есенина.

    У. Послушайте стихотворение “Поет зима – аукает. ”. (аудио запись музыкально-поэтической композиции)

    У. Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими мыслями.

    Д. Стихотворение очень понравилось, потому что оно красивое и мелодичное. В нем дано описание зимы во всей ее красе.

    У. (Словарная работа). Все ли слова вам были понятны?

    * Словарные слова на слайде.

    Стозвон – имеющий сто звонов.

    Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.

    Сосняк – сосновый лес.

    Мы снежинки,мы пушинки,
    (И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево.)

    Покружиться мы не прочь.
    (Поворот на 360 градусов.)

    Мы снежинки-балеринки,
    (Наклоны туловища вправо, влево.)

    Мы танцуем день и ночь.
    (Приставной шаг вправо и влево.)

    Мы деревья побелили,
    (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)

    Землю бархатом укрыли
    (Приседание с разведением рук.)

    И от стужи сберегли.
    (Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз.)

    6. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.

    7. Анализ произведения.

    У. Как вы представляете выражение “Поет зима – аукает. ”?
    Д. Зима поет – это значит, что слышен вой метели, гудение вьюги. Под эти звуки засыпает зимний лес.
    У. С кем автор сравнивает зиму?
    Д. С женщиной, которая укладывает ребенка.
    У. Мы с вами уже знакомились с таким приемом писателей и поэтов, как он называется?
    Д.
    Такой прием называютолицетворением.
    У. Какие слова подтверждают это?
    Д. Поет, аукает.
    У. Что значит – мохнатый лес?
    Д. Всюду пушистый снег, он лежит на ветках. Деревья как будто одеты в мохнатые белые шубы.
    У. Что значит – лес баюкает?
    Д. Зима поет свои песни, чтобы лес спал.
    У. Что значит – стозвон сосняка?
    Д. Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят, как будто натянутые струны.
    У. Как будем читать эту часть стихотворения?
    Д. Тихо, нежно, потому что здесь показана колыбельная песнь зимы.
    У.
    Какие строки передают настроение автора?
    Д.

    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака.

    У. Что значит – седые облака?
    Д. Облака белые, как снег. Седые, как борода Деда Мороза.
    У. Почему они плывут в страну далекую?
    Д. Их туда гонит ветер.
    У. Как изображена метель?
    Д. Поэт называет ее метелицей, которая стелется шелковым ковром.
    У. Какие чувства у вас вызывает метелица?
    Д. Нежности и коварства, потому что она стелется ласково, “но больно холодна”.
    У. Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор их называет ?
    Д. Воробушки игривые. Они любят прыгать, везде летать, шалят и играют.
    У. Почему они прижались именно к окну?
    Д. Из дома от окна идет тепло. Они греются о стекло и ждут, когда люди вынесут им хлебных крошек.
    У. С каким чувством мы будем читать о вьюге, о птичках?
    Д. С тревогой, печально – о вьюге, о птичках – с нежностью, с сожалением.
    2–3 ученика читают индивидуально.

    У. Какова тема этого стихотворения?
    Д. Зима, природа зимой, зимние картины.
    У. Какую зиму изобразил поэт?
    Д. Красивую, но грустную.
    У. Что можно сказать об отношении автора к природе?
    Д. Поэт любит природу, жалеет птичек.
    У. Что хотел поэт показать нам этим стихотворением?
    Д. Надо любить русскую природу.
    У. Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?
    Д. Мы можем сделать кормушки, развесить на деревья и птицам будет легче сытыми пережить зиму.

    9. Домашнее задание.

    Чтение стихотворения выразительно.

    У. Вы сегодня много узнали и многому научились. Поделитесь своими мыслями с ребятами. Закончите предложение.
    У. Снегурочка приготовила для вас снежинки, за вашу замечательную работу на уроке. Кто считает, что на уроке у вас все получилось и вы узнали много нового, возьмите и прикрепите к доске большую снежинку. У кого возникли трудности – маленькую снежинку.

    Читайте также:  Автоклав медицинский что это такое

    Поет зима — аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака.

    А по двору метелица
    Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.

    Озябли пташки малые,
    Голодные, усталые,
    И жмутся поплотней.
    А вьюга с ревом бешеным
    Стучит по ставням свешенным
    И злится все сильней.

    И дремлют пташки нежные
    Под эти вихри снежные
    У мерзлого окна.
    И снится им прекрасная,
    В улыбках солнца ясная
    Красавица весна.

    Рекомендуйте
    курсы «Инфоурок» и получайте вознаграждение

    Для дошкольников и учеников 1-11 классов

    16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

    Тема урока: « Имя прилагательное»

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Место урока в системе уроков: вводный урок.

    Педагогические технологии: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

    Обучающая: сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.

    Развивающая: развить коммуникативные навыки и словарный запас учащихся.

    Воспитывающая: воспитание любви к природе, к прекрасному

    Оборудование: учебник “Русский язык” Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, рабочая тетрадь, опорный конспект, доска, индивидуальные карточки с заданием, презентация.

    Ι. Организационный момент. (2 мин.)

    – Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычный день. У вас много гостей! А урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Татьяна Владимировна.

    Чтоб урок наш стал светлее

    Мы поделимся добром.

    Вы ладони протяните

    В них любовь свою вложите

    Ей с друзьями поделитесь

    И друг другу улыбнитесь.

    А я тоже хочу каждому подарить кусочек тепла и доброты своего сердца.

    (Сердечки уже на столах)

    Давайте в тетрадях запишем дату нашей встречи.

    Запись: число, классная работа.

    Раскрыла с объятья,
    Деревья одела в платья.
    Стоит погода.
    Какое это время года?

    – Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные

    догадаться, о чём идёт речь?

    Послушайте ещё раз:

    Раскрыла снежные объятья,
    Деревья одела в белые платья.
    Стоит холодная погода.
    Какое это время года?

    — Нравится ли вам это время года? Почему?

    – Прочитайте слова, которые помогли отгадать загадку?

    – Что они обозначают? Предмет, признак предмета или действие предмета?

    — Какую работу выполнили эти слова-признаки ?( уточнили смысл имён существительных)

    – О каких словах пойдёт речь на уроке? Может кто-то знает как они называются?

    – Как бы вы сформулировали тему урока?

    – Откройте учебник с.75. Прочитайте название раздела.

    Имя прилагательное как часть речи.

    (Начинаю заполнение схемы)

    Итак, правильно, мы продолжаем изучать части речи, а конкретно начнём изучать имя прилагательное

    — Скажите, а какое сейчас время года?

    — Много произведений написано о зиме: и песен, и рассказов, и стихов.

    — На уроках литературного чтения вы познакомитесь с замечательными произведениями о зиме.

    — А сегодня на уроке изучать имена прилагательные нам поможет стихотворение « Поёт зима. Аукает…, которое написал великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.

    Оно звучит легко, плавно, напевно и я предлагаю вам послушать его в необычном исполнении.

    (видеоролик « Поёт зима,аукает»)

    Поёт зима. Аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Кругом с тоской глубокою

    Плывут в страну далёкую

    А по двору метелица

    Ковром шелковым стелется

    Но больно холодна

    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые

    Прижались у окна.

    Озябли пташки малые,

    И жмутся поплотней.

    А вьюга с рёвом бешеным

    Стучит по ставням свешенным

    И злится всё сильней.

    И дремлют пташки нежные,

    Под эти вихри снежные

    У мёрзлого окна.

    И снится им прекрасная,

    В улыбках солнца ясная

    -Понравилось вам? Можете выучить наизусть это стихотворение и рассказать или спеть на каком –либо празднике в классе.

    — А теперь мы обратимся к тексту стихотворения. Он лежит у вас на столах и работать вы будете в паре.

    4. Работа над словарными словами. Лексическая работа.

    — Некоторые слова из стихотворения я вынесла на доску. Посмотрите на них внимательно.

    Стозвон, сосняк, с тоской, метелица, вьюга, шелковым, ставни,озябли.

    — А кто может объяснить лексическое значение слов ?

    Стозвон- это образное выражение придуманное автором ( лес звенит на морозе, деревьев много)

    Сосняк- сосновый лес

    Тоска- грусть , уныние присуще только живым существам)

    Метелица(вьюга)- синонимы . Сильный ветер со снегом, перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.

    Ставни- дощатые створки для прикрытия окон.

    Шёлк –прохладная ,холодящая ткань

    — Запишите их в тетрадь и подчеркните орфограммы.

    5. Определение целей урока.

    — Итак, с какой новой частью речи мы будем знакомиться с вами на этом уроке?

    Дети: С именем прилагательным.

    — Давайте составим план, по которому мы будем изучать эту часть речи.

    Читайте также:  Томаты энерго описание сорта фото отзывы

    На какие вопросы нам надо будет ответить?

    1. Что обозначает?

    2. На какие вопросы отвечает?

    3. Как изменяется?

    4. Каким членом предложения является?

    -Итак, работаем по намеченному плану? Работать мы будем по группам, пользуясь текстом стихотворения.

    — Я прошу каждую группу выбрать руководителя.

    Руководитель открывает конверт и раздаёт карточки каждому. Ознакомьтесь с заданиями.

    После выполнения задания вы должны посовещаться сделать вывод и ответить на поставленный вопрос.

    — Приступите к выполнению заданий!

    (Дети выполняют задание для групп, не забывая о том, что в конце задания они должны сделать вывод.)

    — Итак, какое задание досталось первой группе?

    Подберите к существительным из стихотворения соответствующую пару.

    Запиши в тетради столбиком.

    лес (какой?) ____________________________(мохнатый)

    тоска (какая?) ____________________________(глубокая)

    пташки (какие?) ____________________________(нежные)

    — Что они обозначают?

    Вывод: подобранные слова обозначают признак предмета, значит имя прилагательное обозначает признак предмета.

    (Учитель открывает вывод на доске.)

    Поставьте вопрос от имён существительных к данным словам.

    Запиши словосочетания с вопросами.

    -На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

    Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

    (Учитель открывает вывод на доске.)

    Свяжите по смыслу слово голубой с существительными и запишите их парами.

    Обозначьте род и число имён существительных и связанных с ними имён прилагательных.

    Вывод : имена прилагательные изменяются по родам и числам.

    (Учитель открывает вывод на доске.)

    Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, определите часть речи, которой они выражены.

    Запиши в тетрадь.

    Воробышки игривые прижались у окна.

    И дремлют пташки нежные.

    Вывод: имя прилагательное относится к второстепенным членам предложения.

    (Учитель открывает вывод на доске.)

    — Итак, к какому же выводу при исследовании задания пришли группы:

    1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.

    2. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

    3. Имя прилагательное изменяется по родам и числам.

    4. Имя прилагательное является второстепенным членом предложения.

    Работая в группах, попробуйте составить правило об имени прилагательном, пользуясь таблицей-памяткой.

    (Заслушивание нескольких пар.)

    Откройте учебник на с.77, найдите правило, прочитайте его, сравните с вашими выводами. Совпадает ли смысл? Значит, мы сами смогли сделать небольшое открытие о части речи – имя прилагательное.

    А может, кто-то из вас догадывается, почему имя прилагательное так назвали? (Ответы детей.)

    А проверить себя можете по тексту упражнения 308. С.77. Прочитайте.

    1) Если вы увидите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, существительное – приседание с вытянутыми вперёд руками, местоимение – круговые вращения головы.

    сосняк, ты, глубокий , они, окно, сиротливые , вихри, прекрасная , я, солнце, усталые , ставни, нежные ,

    Ф/м.2 музыкальная для глаз

    — Снова обратимся к тексту стихотворения. Поработайте в паре. Найдите и подчеркните все имена прилагательные.

    1-я группа в 1-м четверостишье т.д.

    Проверка по четверостишьям .

    1 ученик называет имя прилагательное, если слово правильное, то дети делают хлопок.

    -А теперь представьте, что все имена прилагательные исчезли…

    И дремлют пташки,

    В улыбках солнца

    -Стало не очень интересно, красиво и ярко

    — Ребята, а у меня возник ещё вопрос: А для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи?

    Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была

    для точности описания предметов.

    — А сейчас предлагаю вам поиграть в Грамматичекое домино под названием « Имя прилагательное»

    В этой игре мы будем закреплять знания об имени прилагательном, пополнять свой словарный запас , развивать орфографическую зоркость

    Один человек от группы выбирает у меня конверт для игры.
    От количества снежинок зависит уровень сложности задания.

    1.Подбери подходящие имена прилагательные.

    2.Образуй однокоренные имена прилагательные.

    — С какой частью речи вы познакомились на уроке?

    — Что о ней узнали?

    — Все ли пункты плана, которые обозначили, выполнили?

    — А можно ли сказать, что мы уже всё узнали об имени прилагательном?

    Наш зимний урок открытия нового знания заканчивается. А с чудесами и волшебством зимы вы можете ещё встретится , если побываете на прогулке в лесу или парке, посмотрите на причудливые узоры на окне, полюбуетесь полётом снежинок и серебристым инеем. А с именами прилагательными

    Домашнее задание : выполнить мини-проект «Какой я?»

    Цели- лучше узнать себя и своих одноклассников , закрепить знания об именах прилагательных, повторить изученные орфограммы.

    Выполнять будете на сердечках.

    Напишите на сердечках о себе : ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ КАЧЕСТВА используя только имена прилагательные.

    Результат своей работы представите на следующем уроке. Можете обсудить, как избавиться от плохих качеств своей личности.

    Вежливый, старательный, скромный и внимательный. Добрый, ласковый и смирный. Нежный, вежливый и мирный. Злой, сердитый и крикливый. Ленивый и драчливый. Сколько качеств есть на свете.

    Оцените статью
    Добавить комментарий