Причалы для маломерных судов

Многих интересует, а надо ли регистрировать причал (понтон) и где? Для понимания ответа стоит разобрать вопросы: "Что такое судно и является ли судном понтон? С какой целью будет использоваться это сооружение?"

В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта (далее КВВТ) даны определения причала (гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов); судна (самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода); маломерного судна (судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать).

Многих интересует, а надо ли регистрировать причал (понтон) и где? Для понимания ответа стоит разобрать вопросы: "Что такое судно и является ли судном понтон? С какой целью будет использоваться это сооружение?"

По определению военно-морского словаря судно — плавательное средство, используемое в качестве транспортного средства. А понтон что это?

В статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта (далее КВВТ) даны определения причала (гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов); судна (самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода); маломерного судна (судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать).

Если понтоны используются как причалы для стоянки судов и не используются в целях судоходства, то они не подпадают под определение «маломерного судна», содержащееся в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ, и соответствуют по своему назначению понятию «причала».

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, в соответствии с п.п.в) пункта 5 которого к объектам регулирования относятся объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие причалы и портовые причальные сооружения. Согласно пункту 9 Технического регламента "причальное сооружение" — гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.

Таким образом, плавучие причалы, понтоны и т. п. к судам не относятся.

Как известно ГИМС МЧС России осуществляет регистрацию маломерных судов. Поэтому, если у вас маломерное судно, то вам требуется регистрация именно там.

Содержание статьи:

Данная статья написана в помощь владельцам различных плавсредств, а также инвесторам, желающим организовать бизнес по прокату катеров и яхт. Мы объясним, с чего следует начать строительство причалов и какие нужны документы на лодочную станцию. Вы также сможете узнать, как на законных основаниях построить пирс и получить при этом все необходимые согласования государственных органов.

Первое, с чем необходимо определиться, — это какие параметры будут у возводимого сооружения. От этих параметров будет зависеть уровень сложности дальнейших согласований. В качестве примеров рассмотрим деревянные мостки или небольшой бетонный причал, плавучий пирс на понтонах и капитальный пирс для причаливания большегрузных судов.

Строительство небольших пирсов

Если Вы решили вблизи своего дачного участка организовать на озере небольшой бетонный или деревянный пирс на сваях, процедура согласования проекта будет относительно простой. Итак, как же получить разрешение на строительство пирса в озере?

Аренда береговой полосы водопользователем. Необходимо сразу же отметить, что для строительства причала на законных основаниях и водопользование, и аренда участка земли, прилегающего к акватории, должны быть обязательно юридически оформлены.
Поэтому, прежде всего, нужно подать заявление в органы местного самоуправления о предоставлении прибрежного земельного участка в аренду на торгах. К нему следует приложить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сформированную кадастровым инженером. После утверждения данной схемы, проведения торгов и заключения договора аренды можно приступать к следующему этапу.

Обращаем Ваше внимание!
Аренда береговой полосы водного объекта в Ленинградской области может быть оформлена с помощью кадастрового инженера нашей компании.

Необходимые документы. Далее Вам понадобится получить решение о предоставлении водного объекта в пользование и согласование Росрыболовства. Согласование будет получено только при условии, что строительство сооружения не насеет вреда биоресурсам. В противном случае Вам придется делать расчет причиняемого вреда биоресурсам и оплачивать его стоимость.

Читайте также:  Агроволокно или спанбонд разница

Если возводимый причал по свои характеристикам является объектом недвижимости, понадобится получить еще и разрешение на строительство пирса. Возможно даже проведение государственной экспертизы (если площадь объекта больше 1500 кв м). Параметры, по которым объект относится или не относится к недвижимости (объекту капитального строительства), могут быть определены строительной экспертной организацией.

После получения согласования от Росрыболовства, решения о предоставлении водного объекта в пользование, заключения о том, что объект не является капитальным, договора аренды береговой полосы, можно начинать строительство.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование

Целесообразно вернуться к данному документу и остановиться на нем более подробно. Выдается он федеральным или региональным органом власти в области водных отношений. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области — это Невско-Ладожское БВУ на федеральном уровне (например, по акватории Финского залива), в Ленобласти — Комитет по природным ресурсам (например, для акватории реки Невы).

Подготовка пакета документов для предоставления водного объекта в пользование состоит из нескольких этапов. В некоторых случаях Вас могут попросить согласовать и утвердить программу регулярных наблюдений за водным объектом. Далее уже с согласованной программой необходимо будет предоставить в уполномоченный орган перечень документов согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12 2006 г N 844 («О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»). К ним, в частности, относятся следующие: заявление о предоставлении водного объекта по установленной форме, проект строительства, план водоохранных мероприятий, копии правоустанавливающих документов на земельный участок, используемый для строительства причала, графическое изображение водного объекта, пояснительная записка на строительство пирса.

Строительство пирсов на винтовых сваях (капитальные объекты)

При строительстве крупных пирсов и причалов получение разрешительной документации существенно усложняется.

Такие объекты безусловно являются недвижимостью (объектами капитального строительства) и на их строительство нужно получать разрешение в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса. Кроме того, в обязательном случае нужно будет получать заключение Госстроевской экспертизы. Для капитальных пирсов и причалов в значительную сумму обойдется возмещение причиняемого вреда биоресурсам, особенно, если строительство причала предусматривает дноуглубительные работы. Кроме того, в данном случае аренда береговой полосы водного объекта водопользователем может вызвать больше вопросов и требований у органов архитектуры.

Пирс на понтонах

Строительство пирсов на понтонах — это самый простой и наиболее дешевый способ их возведения. Для таких пирсов даже не требуется решение о предоставлении водного объекта в пользование. Вам понадобится пройти через водный аукцион и заключить договор водопользования .

Часто задаваемые Вопросы по строительству причалов:

-Как взять в аренду причал?
— Как оформить причал в аренду, если есть договор на водопользование?
В обоих случаях следует обратиться в органы местного самоуправления с запросом, чтобы узнать, в чьей собственности находится причал. Если причал в муниципальной собственности, то необходимо будет заключить договор аренды с муниципалитетом. Далее, скорее всего, понадобится оформить договор аренды земельного участка под причалом.

— Нужно ли заключать договор водопользования, когда в собственности имеется причал на воде?
Если этот причал используется только для причаливания и поднятия судов с помощью лебедки, то заключать договор водопользования не нужно.
Если прилегающая акватория используется для хранения на ней плавательных средств, требуется заключить договор водопользования.

Требуется ли договор на водопользование на стоянку маломерных судов?

Договор водопользования требуется при любом размещении плавательных средств в акватории водного объекта. Использование акватории без соответствующего разрешения является событием административного правонарушения.

Обращаем Ваше внимание!
Содействие в получении договора водопользования организации могут оказать юристы центра правовой помощи «Юрист-Долина».

Услуги можно заказать по телефону (812) 909-31-95 или напишите нам info@jurist-dolina.ru
Задавайте свои вопросы, пишите комментарии. Консультация бесплатная!

Мы есть во всех популярных социальных сетях. Всем вступившим в любую нашу социальную сеть скидка 5%

Строительство деревянных мостков и причалов всегда организуется с целью обеспечения удобного и безопасного доступа людей к воде. С течением времени к способам возведения данных надводных сооружений, добавляются новые технологии, основанные на применении современных строительных материалов. Сейчас можно выбирать, построить деревянный причал на свайном фундаменте, который прослужит не один год, или возвести за пару дней понтонную конструкцию для сезонного использования. На выбор конструкции причала и способа ее возведения оказывают влияние особенности грунта в прибрежной зоне водоема, рельеф береговой линии, скорость течения реки, а также нагрузки, создаваемые в весенний период таящим ледовым панцирем. Габариты сооружения зависят от его назначения и интенсивности эксплуатации.

Читайте также:  Пион миртл джентри отзывы

Пристани и причалы можно использовать для купания и загорания, швартовки маломерных судов (весельных и моторных лодок, катамаранов, водных мотоциклов, катеров), романтического отдыха на воде в беседках, установленных прямо на деревянном настиле.

Участок берега водоема, оборудованный специальными приспособлениями для швартовки маломерных судов, а также их стоянки, ремонта и технического обслуживания, называют причалом. С точки зрения инженерного устройства данные сооружения подразделяются на следующие подвиды:

  • причальные стенки, возводящиеся вдоль берега водоема из габионов и железобетонных изделий;
  • понтонный причал, устраивающийся на плавучей платформе из пластиковых бочек, труб, специальных емкостей;
  • причал на деревянных или металлических винтовых сваях, вбитых или вкрученных в дно водоема;
  • пирс – причал, располагающийся перпендикулярно к береговой линии водного объекта.

Оформление спуска к водоему с помощью сооружения пристаней и причалов увеличивает привлекательность места отдыха и обеспечивает необходимый уровень безопасности

Строительство причалов на свайном фундаменте

В русских деревнях, раскинувшихся по берегам полноводных рек, можно увидеть деревянные причалы для рыбацких лодок, построенных на свайном фундаменте. Ранее в качестве свай использовались твердые породы дерева. Чаще всего в ход шли лиственничные, дубовые или ольховые бревна. В настоящее время предпочтение больше отдается металлическим сваям, которые могут быть забивными и винтовыми. Данные виды свай отличаются друг от друга строением, а также способом установки.

Вариант #1 – забивные сваи

Забивные сваи изготавливают в виде стальных труб, снабженных заостренным наконечником. В грунт данные сваи забиваются копрами (сваебойными машинами). Подобный способ монтажа может негативно отразится на состоянии металла. Сваю может «повести» и даже скрутить спиралью. В случае такой деформации металла свая не дойдет слоя твердого грунта, а значит, не сможет быть полноценной опорой для сооружаемого причала. Не всегда спецтехника может подъехать к месту строительства причального сооружения. Поэтому при устройстве свайного фундамента своими руками используют винтовые сваи.

Вариант #2 – винтовые сваи

Винтовая свая, как и забивная, изготавливается из металлической трубы. Около ее нижнего конусообразного конца приваривается лопасть определенной конфигурации, а на другом конце – оголовок, необходимый для крепления основы будущего причала. Благодаря этой лопасти-винту свая легко вкручивается в донный грунт, при этом не приходится прикладывать слишком больших физических усилий. Во время плавного вращения винтовая свая равномерно входит в грунт. Риск деформации стенок трубы при этом минимален. Длина винтовых свай может достигать 11 м. При необходимости труба может наращиваться или, наоборот, обрезаться.

Монтаж деревянного причала сложной формы в зимнее время существенно упрощает ведение работ. По льду можно легко добраться до любого места строительства

Чем большую нагрузку должна выдерживать свая, тем больше должен быть диаметр ее ствола. При этом имеет значение и толщина ее стенок.

Правила монтажных работ

Перед началом монтажных работ необходимо рассчитать точное количество свай, подобрать нужный диаметр с учетом нагрузки. Вычислить минимальное расстояние между соседними сваями, при котором материал ростверка не будет провисать. Длина свай подбирается исходя из типа грунта и глубины его промерзания в данной местности.

После завинчивания винтовой сваи на определенную глубину в полость ее ствола заливают бетон (марка М300 и выше). Этот прием увеличивает несущую способность опорного элемента. При монтаже свайного фундамента в зимнее время в бетонный раствор добавляют специальные присадки. Кстати, установку свай для причала предпочтительнее проводить зимой. На льду гораздо удобнее и дешевле проводить работы, чем в воде. Если грунт неоднороден по структуре, то сваи устанавливают на различную глубину, после чего выравнивают по заданному уровню.

Схематичное изображение деревянного причала, построенного на свайном фундаменте. Длина винтовых свай определяется методом пробного бурения, во время которого можно узнать глубину залегания твердых слоев грунта

Винтовые сваи подходят для многоразового использования. Их можно вкручивать, а при необходимости демонтажа надводной конструкции – выкручивать. Правда, при этом заливать бетоном ствол сваи не рекомендуется. Прослужить винтовые сваи могут несколько десятилетий, особенно, если их поверхность обработана специальным химическим составом. Это значит, что причал, возведенный на свайном фундаменте, можно будет эксплуатировать в течение длительного времени.

Отдельно стоящие сваи объединяют в единую конструкцию с помощью швеллера, приваренного к их оголовкам. Иногда в качестве связующего звена используется брус. Все сварочные швы нуждаются в обработке специальной составом, изготовленным на основе эпоксидной смолы, эмали или краски. Данное покрытие защищает швы, находящиеся во влажной среде, от коррозии.

Читайте также:  Мостик через канаву на даче своими руками

На грунтах из скальных пород монтаж свайного фундамента произвести невозможно. В этом случае рассматриваются иные варианты устройства причалов и пирсов.

В качестве материалов, используемых для укладки настилов на причалах и пирсах, применяется водостойкая древесина ценных пород (лиственница, акация, ипе, кумару, гарапа, бангирай, массарандуба, мербау). Каждый сорт дорогостоящей древесины обладает своим неповторимым цветом и особенной текстурой. Удешевить строительство можно за счет использования современных водоотталкивающих полимерных и древесно-полимерных материалов, на основе которых изготавливаются специальные палубные и террасные доски. Эти материалы идеально подходят для строительства надводных сооружений, так как:

  • не поддаются процессу гниения и разложения от воздействия влажности и атмосферных осадков;
  • не подвержены деформации, потому что не усыхают, не разбухают, не выгибаются и не перекашиваются, не коробятся и не растрескиваются (в отличие от многих сортов натуральной древесины);
  • способны без потерь декоративных качеств переносить значительные перепады температур, воздействие ультрафиолетового излучения;
  • обладают высокой стойкостью к истиранию;
  • выдерживают большие ударные нагрузки;
  • имеет нескользящую рифленую поверхность, позволяющую безопасно передвигаться по причалу во время или после дождя.

Полимерная палубная доска, используемая для монтажа настилов на причалах и пирсах, не нуждается в защите лаками и маслами, что значительно упрощает уход за ее поверхностью.

Монтаж деревянного настила на жесткий каркас, закрепленный на свайном фундаменте. Обработка досок защитными составами, предохраняющими их от преждевременного износа

Монтаж деревянного настила проводят путем использования технологии скрытого крепежа. При отделке готового причала устанавливают перильные ограждения, спуски в воду, а также швартовые кранцы и другие приспособления, необходимые для эксплуатации маломерных судов.

Пример сборки простейшего понтонного причала

Для построения небольшого причала понтонного типа приобретают деревянный брус, строганные доски, гвозди, саморезы, металлические уголки, 200-литровые бочки и веревки для их закрепления. Квадратный каркас конструкции собирают из бруса сечением 100 на 50 мм на берегу. Длина стороны квадрата равна 2,5 метра. Рама усиливается по углам с помощью деревянных брусков, устанавливаемых дополнительно. Углы рамной конструкции должны быть прямыми (90 градусов).

Конструкция, собранная из деревянного бруса и герметичных бочек, является примером простейшего причала понтонного типа, обеспечивающего подход к водоему

Плавучесть причала обеспечивается четырьмя 200-литровыми бочками, используемыми ранее для хранения нефтепродуктов. Бочки должны быть абсолютно герметичными. Для обеспечения этого требования вокруг пробок наносят герметик или силикон, предотвращающий попадание вовнутрь емкостей воды. Для лучшего крепления бочек к рамной конструкции используйте дополнительные бруски (50 на 50 мм), которые прикрепите к основному каркасу с помощью металлических уголков. В данных брусках сверлят отверстия, через которые протягивают веревки для надежного закрепления бочек, расположенных по обеим сторонам каркаса, параллельно друг другу.

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду, переносится в водоем без настила, который утяжелит ее вес в несколько раз

Затем деревянную раму прямоугольной формы переворачивают, при этом бочки оказываются снизу сооружения. В таком положении конструкция устанавливается в водоеме около берега. Для ее крепления используется якорная система. Можно также привязать конструкцию к свае, ввинченной в грунт на берегу водоема, или столбу, вкопанному в землю и забетонированному. На последнем этапе прибивается к каркасу настил из строганных досок. Также сооружается небольшой мостик, обеспечивающий доступ к причалу с берега водоема.

Окончательный вид понтонного причала, используемого в летний период. С наступлением холодов надводное сооружение разбирается и убирается на хранение до следующего сезона

Еще один вариант устройства мостков

Из грузовых автошин, отработавших свой срок, сооружают столбы. Для этого резиновые покрышки связывают друг с другом тросами или прочными веревками. Затем связанные шины закатывают в воду и устанавливают на дно водоема. Импровизированные столбики должны торчать из воды. Устойчивость столбов в воде обеспечивается с помощью речных булыжников, закидываемых внутрь покрышек. Затем на сооруженные столбы устанавливают деревянные мостки.

Что делать, если ваш причал уплыл?

Простые надводные сооружения владелец участка, выходящего к реке или озеру, может построить своими силами. Пирсы, уходящие на несколько метров от берега вглубь водоема, должны возводить компании, располагающие компетентными специалистами и профессиональным оборудованием. Если сэкономить на проектировании и строительстве причала, пригласив сомнительные фирмы для выполнения работ, то можно «потерять» надводное сооружение. Оно просто уплывет от берега.

Оцените статью
Добавить комментарий