Вожжи для лошадей фото

Качественные аксессуары очень важны при содержании лошадей, ведь эти трепетные животные прекрасно себя чувствуют не только при человеческой заботе и ласке, но и при использовании правильно подобранной упряжи. В этой статье мы рассмотрим, как правильно подбирать сбрую и запрягать коней.

Описание и функции сбруи

Сбруя — это все элементы, которые используются для седлания, запряжки и управления лошадью. Главное назначение упряжи — качественно и удобно для животного передавать его тягу для несения всадника или передвижения повозок разных типов. Для владельца амуниция его коня многие века считалась крайне важной, поэтому её подбору и настройке уделялось много времени. Сейчас ситуация намного проще: всю упряжь можно приобрести в специализированных торговых точках как поэлементно, так и в полном сборе.

  1. Хомут — является основной составляющей головной части и всей упряжи, передаёт тяговое усилие. Он состоит из верхней части — покрышки, ремня, клещей, подкладки на шею, хомутины и горта.
  2. Гужевые ремни (гужи, гужевые мочки) — соединяют оглобли с хомутом, на них держится и ободовый ремень.
  3. Дуга — прикрепляет гужи к оглоблям. В некоторых видах запряжки не является необходимым элементом.
  4. Седёлка — кожаная смягчающая подушка, которая амортизирует и помогает перенести перегрузку с плеч на спину животного во время езды по неровной дороге или пересечённой местности. Прокладывается под чересседельным ремнём, который держит оглоблю.
  5. Уздечка — ремни, надевающиеся на голову коня, к которым крепится управляющая система.
  6. Шлея — стопор системы, удерживающий хомут на месте.
  7. Подбрюшник — компенсирует резкие движения оглоблей и хомута, предотвращая травмы животного.
  8. Поводья, вожжи — элементы управления. За поводья лошадь ведут рядом с собой, а вожжи нужны для управления экипажем с повозки.

История появления

Первая сбруя появилась около 5,5 тысяч лет назад на землях нынешнего Казахстана в тех местах, где предпринимались первые попытки человека укротить степных лошадей. Доказательствами служат найденные в этих местах части первобытного снаряжения — уже тогда человек начал думать, как одомашнить это животное и использовать его мощь для помощи в охоте и быту. Самые ранние хорошо сохранившиеся части упряжи найдены на Алтае, где во времена железного века существовала Пазырыкская культура. В те времена делались удивительно красивые сбруи с войлочными и кожаными элементами, украшенными сохранившимися металлическими элементами. Сбруи изготавливались мастерами, которые хранили свои секреты и передавали их только потомкам или приближенным ученикам.

Виды сбруи

Упряжь делится на различные типы по количеству запрягаемых лошадей (от 1 до 8) и по применению (повседневная или парадная). Различают такие основные системы для управления лошадьми:

  • одноконная;
  • тачаночная;
  • постромочно-дышловая;
  • постромочная;
  • комбинированная;
  • цуг.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных видов запряжки лошадей.

Одноконная

Данный вид сбруи делится на бездуговую и дуговую. В бездуговой нет хомута, вместо него используется шлея, передающая коню нагрузку от повозки. В состав этой разновидности амуниции входят оглобли и ремни: уздечка, вожжи, горты. Иначе такая система называется оглобельно-постромочная, при этом, зачастую, оглобли тут применяются более короткие и прикрепляются к седёлке, находящейся на спине лошади. Дуговая упряжь является классической европейской, выверенной веками — хомут, дуга, гужевые ремни, оглобли, седёлки, вожжи, уздечка. В данном случае оглобли крепятся к дуге.

Тачаночная

Устаревший вид сбруи, который применялся при запряжке лошадей для передвижения телеги (тачанки). В этом варианте упряжи система состояла из постромок, которые надевались на 4 животных, и общего дышла. Ошибочным будет мнение, что такой тип запряжки позволял развивать большую скорость. Относительно большой её можно было считать в начале прошлого века, да и то, всё зависело от загрузки транспортируемой телеги. Эта запряжка является вариантом постромочно-дышловой, когда к 2 животным, пристёгнутым к дышлу, постромками прикрепляются еще 2 коня по бокам.

Постромочно-дышловая

В таком варианте дышло жёстко крепится к оглоблям, что является универсальным вариантом для запрягания как 1, так и 2 лошадей. При помощи шлеи дышло фиксируется возле головы лошади, а пристёгнутый ремень крепит его к хомуту. При таком виде крепления все движения коня строго согласуются с последующими перемещениями телеги.

Такой вид упряжи при использовании двухколёсной повозки может травмировать питомца, так как нагрузка дышла на хомут оказывается слишком большой. Снизить давление можно при использовании седёлки с затяжкой ремней при помощи чересседельника.

Постромочная

Из названия понятно, что оглобли в такой упряжи отсутствуют, а управление животным производится при помощи ременной тяги. Такой вид управления очень неудобен и требует большой физической силы, так как удержать повозку и управлять ею даже на небольшой скорости очень сложно — норов коня и инерция могут привести к нежелательным последствиям.

Также без поддержки управления оглоблей повозка постоянно стремится наехать на лошадь и путается у нее под ногами с угрозой травмировать. При такой способе запряжки повозка должна иметь средство торможения, что не всегда возможно реализовать.

Комбинированная

Этот вид упряжи используется в тех случаях, когда необходимо запрячь много лошадей — 6–8. При расстановке животных используется тактика, при которой более крупные и сильные особи ставятся вперёд, а лошади поменьше располагаются за ними. Комбинированная сбруя предполагает использование системы из дышла, постромок, оглобель. Отдельно стоит сказать об особенностях управления таким экипажем. Подбирать для него коней необходимо очень тщательно. Сильные и спокойные животные во главе «колонны» будут надёжно удерживать повозку, даже если более слабые, идущие сзади, начнут сбивать шаг.

В комбинированной запряжке участвуют 3 типа лошадей:

  • коренные — держащие направление и устойчивость экипажа;
  • пристяжные — пристёгиваются постромками в пару или тройку к коренным и отвечают за правильное движение во время поворота;
  • выносные — главная рабочая сила, ставятся впереди коренных и тянут всю систему в заданном направлении.
Читайте также:  Как покрасить светодиодную лампочку

Упряжка цугом в наше время не применяется ввиду своей архаичности. Исключения представляют исторические шоу, прогулочные кареты, съёмки эпизодов для фильмов. Система составлялась из 6–8 лошадей, которые запрягались друг за другом поодиночке или попарно. Такой способ был изобретён в Германии и близок к постромочно-дышловому: коренные особи запрягаются 1–2 парами, а все остальные пристёгиваются выносными. Из-за особенностей запряжки цугом вереница лошадей очень медленно передвигала повозку. Поэтому со временем от цуга отказались в пользу более скоростных упряжек.

Как правильно подбирать и запрягать коня в русскую сбрую

Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:

  1. Лошадь нужно почистить.
  2. Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
  3. Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
  4. На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
  5. Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
  6. Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
  7. Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
  8. Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
  9. Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
  10. Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
  11. Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
  12. Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
  13. В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.

Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы. Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

  • полевые работы;
  • перевозка людей или грузов;
  • спортивные и выставочные мероприятия;
  • исторические реконструкции;
  • экскурсионное обслуживание.

В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.

Сбруя — это конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми [1] . Другой термин — конская амуниция [2] .

Главный элемент сбруи верховых лошадей — седло.

Запряжки подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую.

Предметы одноконной дуговой упряжи:

  • хомут с гужами и супонью;
  • седёлка с подпругой;
  • чересседельник;
  • подбрюшник;
  • дуга;
  • шлея[3] ;
  • узда с удилами, псалиями и поводьями;
  • вожжи;
  • зга (диалектное) — кольцо у дуги, через которое продевают повод оброти. Некоторые источники указывают, что слово «зга» в выражении «ни зги не видно» обозначает кольцо на дуге конской упряжки, в которое продевают повод. Современная лингвистика считает, что «зга» в выражении «ни зги не видно» — это искажённое слово «стезя» (дорога, от древнерусского варианта «стьга») [4] .

Предметы одноконной бездуговой упряжи:

  • хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки;
  • ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.

Предметы пароконной упряжи:

  • хомуты (иногда заменяемые шорками);
  • нагрудные ремни;
  • постромки;
  • шлеи, уздечки с удилами и парные вожжи.

Ногавки — это снаряжение лошади, предназначенное для защиты конечностей лошади от механических повреждений. Ногавки бывают рабочие и транспортировочные. Рабочие ногавки используются в тренировочном процессе и на выступлениях. Транспортировочные ногавки используются при транспортировке лошади.

Попона — это покрывало для лошади, которое предохраняет её от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготовляются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих лёгких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи.

Вальтрап — покрывало под седло. Основное назначение — защита спины лошади от повреждения седлом или седёлкой.

Подпруга — широкий прочный ремень, предназначенный для удерживания седла (у упряжных лошадей — седёлки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды сёдел имеют по две-три подпруги.

Мартингал — часть конской упряжи, имеющая целью удержать голову в положении, необходимом для правильного действия поводьев [5] .

Недоуздок — уздечка без удил, назначение которой — содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.

Чумбур (чембур) — верёвка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или верёвочные.

Хакамора — уздечка без железа. Представляет собой кожаный недоуздок с обшитой мехом или кожей металлической дужкой, от концов которой идут металлические пластинки для пристёгивания поводьев. Дужка находится на переносье у лошади и в сочетании с подбородной цепочкой позволяет осуществлять управление лошадью с помощью действия поводьев на носовые кости.

Шпрунт (или скользящий повод) — вспомогательный ремень (длиной

280 см ), который прикрепляется одним концом к подпруге, а другим — к переносному ремню уздечки. Не даёт лошади задирать голову до горизонтального положения, когда управление становится невозможным, или двигать носом дальше длины шпрунта.

Лошадей сегодня увидишь нечасто. Теперь их обычно используют для отдыха и развлечения. Упряжки встречаются, например, в парках или на площадях. Меньше века назад многие люди знали, что такое сбруя для лошадей и как ею пользоваться. Сегодня подобной информацией и навыками владеют лишь некоторые любители конных прогулок и спорта.

Читайте также:  Масло черного тмина при язве желудка

Что такое сбруя для лошади

Для комфортной езды и удобного управления придуманы особые приспособления для коней. Часть из них помогает лошади лучше справляться с нагрузкой. Комплекс таких приспособлений называют сбруей или амуницией. Предназначена эта экипировка для верховой езды или работы коня в упряжке.

Сбруя известна минимум со II века до нашей эры. По ее качеству и оформлению узнавали статус хозяина животного. Хотя, как правило, амуниция требовалась только для удобства в работе. Примерно в середине XVI века красивая конская упряжь стала модным атрибутом.

Амуниция должна подходить конкретной лошади. Раньше экипировку часто изготавливали на заказ. Сегодня в магазинах — выбор на любой вкус.

Из чего состоит упряжь для лошадей

Для перевозок грузов, людей в телегах используют упряжку. Комплект сбруи не всегда одинаков. Какие-то части берут постоянно, другие — только в определенных случаях. Состав сбруи зависит от целей и способа запряжки.

Конская амуниция включает такие приспособления:

  1. Узда. Состоит из нескольких элементов — ремней, как правило, кожаных. Один проходит ниже подбородка. Оголовье составляют затылочный ремень и проходящий перед ушами. В сбрую, как отдельный элемент или часть узды, входят удила. Это стержень (грызло) с кольцами по бокам. Его вставляют в края рта — туда, где нет зубов. Удила давят на язык, губы, челюсть и служат для управления. Трензель чаще делают из металлов.
  2. Хомут. Соединяет коня и телегу, передает силу и амортизирует. Состоит из двух соединенных сверху половинок — клещей, чаще деревянных. Низ завязывают супонью. Под хомутом есть особая подкладка. Весит все 6–9 кг.
  3. Шлея — комплект ремней, фиксирующий хомут при резких движениях, например, при остановке. Круговой ремень надевают на корпус лошади. Он соединен с клещами. Наспинный ремень крепят вдоль туловища, боковые — расположены в районе оглобель. Поперечные и откосные страхуют основные ремни корпуса.
  4. Оглобли. Это направляющие — две тонкие палки или трубки по бокам. Они соединяют повозку и хомут, передают силу. Одна оглобля называется дышлом, ее помещают между конями.
  5. Дуга. Соединяет оглобли и хомут. Смягчает езду, не дает клещам чересчур давить на шею животного.
  6. Гужи — ременные петли. Находятся около дуги и тоже объединяют оглобли и хомут.
  7. Седелка. Этот элемент конской упряжи фиксирует оглобли, дугу. Снимает часть нагрузки с шеи, передает на спину.
  8. Подпруга — кожаный или синтетический ремень с креплениями. Крепит седелку. Современные модели подходят под определенную лошадь, оснащаются подкладкой.
  9. Чересседельник, который тоже передает силу коня, разгружает шею и плечи. Фиксирует оглобли, хомут. После седелки соединяют концы с оглоблями.
  10. Подбрюшник — еще один ремень. Нужен для защиты от ударов хомутом, дугой. Находится на животе, немного ниже подпруги. Его соединяют с чересседельником с помощью кольца. Крепят на оглоблях.
  11. Нагрудник. Это альтернатива хомута. Ремень из двухслойной кожи с кольцами. По обе стороны находятся постромки. Размер нагрудника регулируют пряжками.
  12. Постромки. Это особые ремни или веревки. Передают силу от хомута. Соединяют постромки с передком телеги (вагой). Делают это при помощи вальков — брусков, длиной примерно 8 см. Каждый оснащен двумя крючками. На них надевают постромки (петли). Сам валек крепят к ваге при помощи специальной обоймы.
  13. Нашильник. Очередной ремень, проходящий к дышлу от нагрудника. Удерживает при движении под гору.
  14. Вожжи — особые тонкие ремни, как правило, из кожи. Небольшие и легкие ремешки крепят за кольца на удилах и гуже. Для управления главное — уздечка и вожжи, которые дополняют кнутом и голосом. Вожжами подбадривают лошадь: слегка ударяют по крупу. Не нужно путать их с поводьями для верховой езды.

Виды сбруи

Выделяют разные типы конской амуниции, предназначенные для разного количества лошадей. Выбор зависит от целей:

  • Транспортная сбруя — нужна, когда в упряжке несколько животных.
  • Сельскохозяйственная — предназначена для одного или двух коней.
  • Выездная — нужна для развлечений, гуляний. Такая упряжь для лошади рассчитана на разное число скакунов.

Одноконная

Сбруя для единственного животного в упряжке имеет стандартный набор: уздечка, вожжи, хомут для лошади и прочее. В одноконной амуниции иногда встречаются варианты без дуги. В этом случае главный элемент, на котором держится повозка, — шлея. Она принимает на себя основную тяжесть.

Запряжка, которая здесь используется, — оглобельно-дуговая. Этот тип еще называют русским. В Европе он почти не используется.

В одноконной русской запряжке применяют и постромки. В этом случае нередко берут короткие оглобли. Крепятся они не к хомуту, а к седелке.

Тачаночная

Сегодня редко встречаются четверки лошадей. В начале прошлого века они были популярны. Для военных нужд использовали тачанки — повозки с рессорами и станковым пулеметом. Тачаночная амуниция рассчитывалась не всегда на четырех коней. Иногда в упряжке их было два или три.

В состав сбруи входили постромки и дышло. Пару лошадей крепили по обе стороны от одиночной оглобли. Оставшихся боковых животных пристегивали за постромки, крепившиеся к вагам. У тачанок была высокая скорость передвижения.

На памятнике в Ростовской области в честь 1-й конной армии не видно вожжи и спицы у колес. Здесь нет ошибки скульпторов — на скорости эти детали не были заметны. Тачаночная сбруя была удобна и прекрасно подходила для войны.

Постромочно-дышловая

Этот тип содержит те же элементы, что и тачаночный. Постромочно-дышловая упряжка нужна при использовании телеги. Коней, как правило, — двое. Такая экипировка удобна:

  • обеспечивает относительную безопасность, например, на крутых спусках;
  • работоспособность лошадей растет.

Надевать сбрую нужно правильно. Если сильно натянуть крепления, конструкцию перекосит. Иногда кони получают травмы из-за того, что дышло давит на хомут. Важно подтянуть ремни, в том числе — чересседельник.

Читайте также:  Ранние технические сорта винограда

Постромочная

Существует вид сбруи без дуги и оглобель. Его применяют в постромочной упряжке. Упряжь отличается простотой и часто используется, в том числе и в сельском хозяйстве. Лошадиную силу здесь передают постромки и хомут.

Такая сбруя не всегда удобна в использовании, а иногда даже опасна. Во время движения по прямой повозка может не удержаться на спусках. Животные получают травмы, хозяевам это тоже обещает проблемы. Специалисты рекомендуют модернизировать экипировку — обзавестись тормозами.

Из плюсов такой амуниции — малый вес, что облегчает работу лошади.

Постромочную упряжь используют для телег, в том числе — экипажей. Фермеры с помощью такой сбруи запрягают коней в плуг, борону. В сельском хозяйстве лошадь делает большое усилие, поэтому риск наката, травмы меньше.

Комбинированная

Выделяют упряжь для европейского способа запряжки. Ее называют комбинированной. В состав амуниции входят оглобли и дышло с постромками. Тщательно подбирают снаряжение для каждого из животных, а их здесь — 6–8. Кони должны быть подходящего роста, примерно одинаковой силы

Особенно важно экипировать коренников — высоких и самых крепких животных в упряжке. Вместе с ними работают пристяжные, которых присоединяют постромками. Эти лошади отвечают за повороты. Направление определяют выносные кони. Их тоже пристегивают постромками.

Встречается сбруя и для других редких способов запряжки. К ним относят, например, цуг, изобретенный в Германии. Таким способом запрягали, как правило, лошадей одной и той же масти. Сегодня цуг почти нигде не встречается. Его можно увидеть на съемках фильмов, прогулках или исторических шоу.

Цуг напоминает постромочно-дышловой способ запряжки. Лошади идут одна за другой (гуськом) или парами. От цуга отказались, в основном, потому, что кони двигаются медленно.

Комплект сбруи предназначен для 6 или 8 животных, 4 из которых — выносные. При запряжке используют дышло. К нему пристегивают пару коренников.

Выбор упряжки

Предпочтения в конской амуниции в разных странах отличаются. В России больше распространена оглобельно-дуговая запряжка.

Сбрую подбирают в зависимости от числа животных. Бывают, например, такие варианты:

  1. Тандем — две лошади одна за другой.
  2. Три коня — запряжка гуськом, русская тройка.
  3. Четыре — тачаночный тип или парами.

Больше шести лошадей используют только для внешнего эффекта.

Иногда покупают готовый комплект сбруи для упряжек. Однако профессионалы рекомендуют тщательно подбирать каждую часть экипировки отдельно.

Чем прочнее и легче конная упряжь, тем лучше. Современную амуницию постоянно совершенствуют. Нередко она выполнена из новых, нетрадиционных материалов. Такие изделия проще использовать, надевать и мыть.

К каждой из частей есть стандартные требования:

  1. Форма и размер седелки. Для высокой холки подходит стоячая, для низкой — лежачая. Это важно для работы и здоровья лошади.
  2. Нельзя ошибаться с размером, типом удил, иначе животное будет постоянно страдать. Приспособление делают из разных металлов. Берут как можно более мягкие. Сегодня есть даже пластиковые и резиновые модели для чувствительных зубов.

Как сделать хомут для лошади своими руками

Приобретать конскую сбрую бывает дорого или неудобно. Имеющиеся варианты не всегда подходят. Какие-то части амуниции можно сделать своими руками, например, хомут.

Для его изготовления проходят несколько шагов:

  1. Узнают размеры шеи лошади. Длина — от гребня у начала холки до лопаток, плеча. Метр прикладывают к основанию шеи. Прибавляют к цифрам еще 4–6 мм. Ширину меряют у основания, желательно циркулем Вилькенса.
  2. Для клещей подходит многослойная фанера, изделие из которой получается меньше, легче и не так быстро трескается. Берут три листа фанеры по 5 мм и склеивают ПВА. Сушат.
  3. Наносят на фанеру чертеж.
  4. Вырезают детали, например, электролобзиком.
  5. Делают хомутину — подкладку, расположенную между клещами и телом лошади. Обтяжку выполняют из мягкой кожи от 1 мм толщиной. Она плотно сидит на жгуте, набивке — обрывке льна, сене, соломе. «Внутренности» хомутины для плотности обматывают лентой. Сшивают обтяжку.
  6. Хомутину фиксируют на клещах. Используют сшивку. Концы хомутины прибивают гвоздями (25 см) через 3 см.
  7. Изготавливают особую подушку из цельного куска фетра или похожего материала. Складывают в несколько слоев. Края загибают, накладывают жгуты из войлока. На два валика подушки нужна кожаная настрочка. По их центру выполняют клапаны. Делают из кожи величиной 10 на 6 см. Дальше подушку простегивают. Шов — примерно 1 см.
  8. Присоединяют подушку к клещам. Пришивают минимум в трех местах. На холке немного приподнимают и выравнивают.
  9. Изготавливают покрышку хомута из кожи или заменителя. Будет 3–4 части. Центральная — 30–40 см, нахлест — минимум 1,5. Делают вырезы под гужи.
  10. Покрышку туго надевают на клещи и прибивают.
  11. Гужи выполняют из коровьей кожи толщиной минимум 0,5 см. Иногда берут капрон толщиной от 4 см.
  12. Продевают гужи в дырки покрышки. Прибивают.
  13. Меряют хомут. Он должен плотно прилегать. Маленький — бракуют, большой — сужают: нашивают войлок внутри.

Как запрячь коня

Надевать сбрую нужно правильно. Подготовительный этап включает такие действия:

  1. Проверяют амуницию. Меняют, ремонтируют, если требуется.
  2. Проверяют повозку.
  3. Осматривают животное.

Порядок зависит от числа лошадей в упряжке, типа. При оглобельно-дуговой выполняют следующее:

  1. Надевают уздечку. Зимой удила греют.
  2. Накидывают седелку с чересседельником на спину рядом с холкой. Двигают. Задняя часть седелки оказывается около 9–15 ребра лошади. Шлея при этом — в 10 см от локтя животного.
  3. Надевают подпругу.
  4. Переворачивают хомут вверх тормашками. Надевают. На узком участке еще раз переворачивают.
  5. Шлею — на туловище.
  6. Дальше заводят в оглобли. Соединяют с чересседельником обе их стороны. Используют петли седелки.
  7. Подводят дугу под левую оглоблю. Двигают против часовой на хомут.
  8. То же проводят с другой стороны.
  9. Связывают хомут супонью.
  10. Вожжи проводят через середину дуги, иногда — снаружи.
  11. Смотрят работу, расположение оглобель, хомута и остального. Гуж должен оказаться сзади дуги.
  12. Пробуют потихоньку в движении.

Владельцу лошади важно ориентироваться в конской амуниции и уметь с ней обращаться. Правильный выбор помогает в работе и бережет здоровье животных.

Оцените статью
Добавить комментарий