- Сделайте этот эксперимент дома
- Реагенты
- Безопасность
- Другие эксперименты
- Пошаговая инструкция
- Ожидаемый результат
- Утилизация
- Что произошло
- Почему марганцовка меняет цвет?
- Дополнение
- Почему раствор поначалу синеет?
- Дополнение
- Что происходит с глицерином в нашем опыте?
- Дополнение
- Для чего мы добавляем гидроксид кальция Ca(OH)2 в раствор KMnO4?
- Дополнение
- Можно ли сделать хамелеона, используя что-нибудь, кроме KMnO4?
- Дополнение
- Развитие эксперимента
- Как изменить хамелеона дальше?
- Это интересно
- Можно ли обратить реакцию и снова получить фиолетовый раствор?
- Дополнение
- Войти
- May. 18th, 2013
В воде есть различные растворенные вещества и всякие бывают бактерии и прочая органика. Вот с ними и происходит реакция. Только это не за минуту и не за две бывает. А коричневое выпадает — это двуокись марганца. Она еще раньше применялась для наполнения батареек и применяется как краситель для керамики. Такая керамика имеет коричневый цвет. Бытует мнение, что можно самогон марганцовкой чистить и что коричневое это мусор. Но как видите оно появляется и само по себе.
Всего две капли глицерина — и марганцовка меняет свой цвет!
Сделайте этот эксперимент дома
Этот опыт входит в набор «Цветная химия». Подпишитесь и получите всё, что понадобится для проведения этого эксперимента дома.
Реагенты
Безопасность
Перед началом опыта наденьте защитные перчатки и очки.
Проводите эксперимент на подносе.
- Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
- Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
- Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 12 лет.
- Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
- Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
- Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
- Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
- Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.
- В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
- В случае проглатывания промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
- В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
- В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
- В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
- В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
- Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
- Данный набор опытов предназначен только для детей 12 лет и старше.
- Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
- Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
- Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
- Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.
Другие эксперименты
Пошаговая инструкция
В пластиковую пробирку аккуратно высыпьте всё содержимое баночки с KMnO4 (200 мг смеси сульфата натрия Na2SO4 с KMnO4, 1% содержание по массе).
Вылейте в пробирку содержимое баночки с насыщенным раствором гидроксида кальция Ca(OH)2 (5 мл).
Плотно закройте пробирку крышкой и перемешайте. Убедитесь, что вы получили прозрачный раствор.
Добавьте к получившемуся фиолетовому раствору 2 капли 10%-го водного раствора глицерина.
Плотно закройте пробирку и встряхните её.
Внимательно следите за раствором в пробирке! Наблюдайте изменение цвета хамелеона.
Ожидаемый результат
Две капли глицерина превращают фиолетовый раствор перманганата калия KMnO4 сначала в зелёный, а затем — в оранжевый.
Утилизация
Утилизируйте твёрдые отходы эксперимента вместе с бытовым мусором. Слейте растворы в раковину, промойте избытком воды.
Что произошло
Почему марганцовка меняет цвет?
Марганцовкой называют раствор перманганата калия KMnO4. Он имеет насыщенный фиолетовый цвет. Однако после добавления глицерина в этот раствор мы наблюдаем достаточно быстрое изменение окраски: пробирка превращается в хамелеона. Что же происходит? В воде KMnO4 распадается на две заряженные частицы:
Именно MnO4 — отвечает за фиолетовое окрашивание раствора. Частица MnO4 — взаимодействует с глицерином. Сначала получается зелёный MnO4 2- :
а затем бурый MnO2:
Дополнение
Атом марганца Mn в KMnO4 имеет внушительный положительный заряд (+7). Mn +7 – это сильный окислитель, а значит, он очень хочет заполучить в своё владение электроны (e — ). Обычно Mn +7 забирает себе сразу несколько электронов – так сильно он хочет ими «полакомиться». Однако условия нашей реакции подобраны так, чтобы «голодный» марганец не торопился и насыщался электронами постепенно. А глицерин выступает в роли заботливой домохозяйки, подающей марганцу электроны порция за порцией:
Фиолетовый перманганат MnO4 — (заряд марганца +7, Mn 7+ ) получает электрон и становится зелёным манганатом MnO4 2- (заряд марганца +6, Mn 6+ ). Глицерин «кормит» его двумя электронами, и манганат превращается в бурый диоксид марганца MnO2 (Mn 4+ ). Диоксид марганца мог бы взять ещё два электрона и превратиться в бесцветный Mn 2+ . Однако в условиях нашей реакции MnO2 выпадает в осадок, и этого не происходит.
Реакции, в которых вещества обмениваются электронами, называются окислительно-восстановительными. Жадные до электронов атомы называются окислителями, а те из атомов, которые отдают свои электроны («кормят» окислителей), – восстановителями. В нашем случае марганец – это окислитель, а глицерин – восстановитель.
Кстати, заряды у атомов, (например: +1 у K + , +7 у Mn +7 или -1 у Cl — ) химики называют степенями окисления. Подробнее о них вы можете прочитать в описании эксперимента «Исчезающий йод».
Почему раствор поначалу синеет?
Если внимательно следить за хамелеоном, вы заметите, что через несколько секунд после добавления глицерина в раствор он приобретёт синюю окраску. Синий цвет образуется при смешении фиолетового (от перманганата MnO4 — ) и зелёного (от манганата MnO4 2- ) растворов. Однако он достаточно быстро зеленеет – в растворе становится всё меньше MnO4 — и больше MnO4 2- .
Дополнение
Учёным удалось обнаружить, в какой форме марганец способен окрашивать раствор в синий цвет. Это происходит, когда он образует гипоманганат-ион MnO4 3- . Здесь марганец находится в степени окисления +5 (Mn +5 ). Однако MnO4 3- очень неустойчив, и для его получения необходимы особые условия, поэтому в нашем опыте его увидеть не получится.
Что происходит с глицерином в нашем опыте?
Глицерин взаимодействует с перманганатом калия, отдавая ему свои электроны. Глицерин взят в нашей реакции в большом избытке (его примерно в 10 раз больше, чем перманганата калия KMnO4). Сам глицерин в условиях нашей реакции превращается глицериновый альдегид, а затем − в глицериновую кислоту.
Дополнение
Как мы уже выяснили, глицерин C3H5(OH)3 окисляется перманганатом калия. Глицерин – это весьма сложная органическая молекула, поэтому и реакции с его участием зачастую непросты. Окисление глицерина – сложная реакция, в ходе которой образуется много различных веществ. Многие из них существуют совсем недолго и превращаются в другие, а некоторые можно найти в растворе и после окончания реакции. Такая ситуация характерна для всей органической химии в целом. Обычно те вещества, которых по итогам химической реакции получается больше всего, называют основными продуктами, а остальные – побочными.
В нашем случае основной продукт окисления глицерина перманганатом калия – это глицериновая кислота.
Для чего мы добавляем гидроксид кальция Ca(OH)2 в раствор KMnO4?
В водном растворе гидроксид кальция Ca(OH)2 распадается на три заряженные частицы (ионы):
В транспорте, магазине, кафе или в школьном классе – везде нас окружают разные люди. И ведём мы себя в таких местах по-разному. Даже если делаем одно и то же дело – например, читаем книгу. В окружении разных людей мы делаем это немного по-разному: где-то медленнее, где-то быстрее, иногда запоминаем прочитанное хорошо, а другой раз не можем вспомнить и строчки уже на следующий день. Так и перманганат калия в окружении ионов OH — ведёт себя по-особенному. У глицерина он забирает электроны «нежнее», никуда не торопясь. Именно поэтому мы можем наблюдать изменение окраски хамелеона.
Дополнение
А что произойдёт, если не добавлять раствор Ca(OH)2?
Когда в растворе присутствует избыток ионов OH — , такой раствор называют щелочным (или говорят, что он имеет щелочную реакцию). Если же, наоборот, в растворе есть избыток ионов H + , такой раствор называют кислым. Почему «наоборот»? Потому что вместе ионы OH — и H + образуют молекулу воды H2O. А вот если ионы H + и OH — присутствуют поровну (то есть мы имеем фактически воду), раствор называют нейтральным.
В кислом растворе активный окислитель KMnO4 становится крайне невоспитанным, даже грубым. Он очень быстро отнимает электроны у глицерина (целых 5 за раз!), и марганец превращается из Mn^+7 (в перманганате MnO4 — ) в Mn 2+ :
MnO4 — + 5e — → Mn 2+
Последний (Mn 2+ ) не придаёт воде никакой окраски. Поэтому в кислом растворе марганцовка очень быстро обесцветится, и хамелеон не получится.
Похожая ситуация произойдёт и в случае нейтрального раствора перманганата калия. Только мы «потеряем» не все цвета хамелеона, как в кислом растворе, а только два – зелёный манганат MnO4 2- получаться не будет, а значит, синее окрашивание тоже исчезнет.
Можно ли сделать хамелеона, используя что-нибудь, кроме KMnO4?
Можно! Хамелеон из хрома (Cr) будет иметь следующую окраску:
оранжевый (бихромат Cr2O7 2- ) → зелёный (Cr 3+ ) → голубой (Cr 2+ ).
Ещё один хамелеон – из ванадия (V):
жёлтый (VO 3+ ) → голубой (VO 2+ ) → зелёный (V 3+ ) → лиловый (V 2+ ).
Вот только заставить растворы соединений хрома или ванадия менять свой цвет так красиво, как это происходит в случае марганца (марганцовки), намного сложнее. Кроме того, придётся постоянно добавлять новые вещества в смесь. Поэтому настоящий хамелеон − такой, что будет менять свой цвет «самостоятельно», − получается только из марганцовки.
Дополнение
Марганец Mn, как и хром Cr и ванадий V, – это переходные металлы – большая группа химических элементов, обладающих целым набором интересных свойств. Одна из особенностей переходных металлов – яркая и разнообразная окраска соединений и их растворов.
Например, из растворов соединений переходных металлов легко получить химическую радугу:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан:
Красный (тиоционат железа (III) Fe(SCN)3), железо Fe;
Оранжевый (бихромат Cr2O7 2- ), хром Cr;
Жёлтый (VO 3+ ), ванадий V;
Зелёный (нитрат никеля, Ni(NO3)2), никель Ni;
Голубой (сульфат меди, CuSO4), медь Cu;
Синий (тетрахлоркобальтат, [CoCl4] 2- ), кобальт Co;
Фиолетовый (перманганат MnO4 — ), марганец Mn.
Развитие эксперимента
Как изменить хамелеона дальше?
Это интересно
Можно ли обратить реакцию и снова получить фиолетовый раствор?
Некоторые химические реакции могут протекать как в одном направлении, так и в обратном. Такие реакции называют обратимыми и, по сравнению с общим числом химических реакций, их известно не так уж много. Можно обратить реакцию, создав особые условия (например, сильный нагрев реакционной смеси) или добавив какой-то новый реагент. Окисление глицерина перманганатом калия KMnO4 не относится к реакциям такого типа. Более того, в рамках нашего эксперимента обратить эту реакцию невозможно. Поэтому заставить хамелеона менять свой цвет в обратном порядке у нас не получится.
Дополнение
Давайте разберёмся, существует ли способ обратить нашего хамелеона?
Сначала простой вопрос: может ли окисленный глицерин (глицериновая кислота) превратить диоксид марганца MnO2 обратно в фиолетовую марганцовку KMnO4? Нет, не может. Даже если мы будем ему сильно помогать (например, греть раствор). А всё потому, что KMnO4 – сильный окислитель (с этим мы разобрались немного выше), в то время как глицериновая кислота обладает слабыми окислительными свойствами. Слабому окислителю невероятно трудно что-либо противопоставить сильному!
Можно ли превратить MnO2 обратно в KMnO4, используя другие реагенты? Да, можно. Вот только для этого вам придётся работать в настоящей химической лаборатории! Один из лабораторных способов получения KMnO4 – это взаимодействие MnO2 с хлором Cl2 в присутствии избытка гидроксида калия KOH:
Дома такую реакцию не провести – это и сложно (понадобится специальное оборудование), и небезопасно. Да и сама она будет иметь мало общего с ярким и красивым хамелеоном из нашего опыта.
Войти
May. 18th, 2013
Как вычислить органику в воде в домашних условиях.
Называется "анализ на перманганатную окисляемость", основан на способности раствора перманганата калия как сильного окислителя связывать органические соединения из растворов и образовывать с ними нерастворимые взвеси. Способ используется аквариумистами для определения чистоты воды, а так же экологами в лабораториях как качественная реакция на органику в воде. (Внимание, при заборе проб из природных источников растущая в месте забора пробы на берегу ольха искажает результат, что-то она выделяет в воду. Неоднократно проверено.)
Методика проведения крайне простая — при отсутствии в растворе органики малиновый раствор марганцовки сохраняет свой цвет длительное время. При наличии органики — меняет свой цвет в сторону жёлто-коричневого, при большой концентрации органических веществ — даёт хорошо заметный связанный осадок. Чем сложнее органическое соединение — тем легче и лучше оно связывается (как раз то, что нам и нужно), т.е. анализ становится более однозначный и чувствительный.
Используем (слева направо):
— раствор марганцовки;
— слабый раствор удобрения "энерген" (гумат калия, гуминовые кислоты — продукты гниения почвы, то что нужно)
— кубик сахара;
— простая вода из крана.
Разливаем марганцовку поровну во все растворы.
1. Это раствор марганцовки в водопроводной воде. Органики нет.
2. Это раствор марганцовки и сахара. Явно пожелтел.
3. А это были гуминовые кислоты из почвы. Связались и осели.
Будет здорово, если кто-нибудь проверит таким образом раствор например мясного сока из пакета от мяса и выложит фото.
Растворы минеральных солей перманганат не связывает, только органику. Так что минерализация природная или искусственная не даёт ни каких помех на эту пробу. А проверить детально раствор на следовые количества продуктов крови можно, нужна или бензидиновая проба, или проба с гваяковой смолой. 1) Это очень дорого. 2) Бензидин ядовит и сильный канцероген, поэтому я с ним связываться не буду. 3) Заказав эти реактивы по сети или спросив у знакомых вы очень рискуете попасть под наблюдение неприятных ведомств.