Как пчелы опыляют растения для детей

Не секрет, что пчелы являются главными опылителями энтомофильных растений. Они выполняют практически 80% всей опылительной работы и лишь 20% всех растений опыляют шмели и бабочки.

Роль опыления пчелами растений

Медоносная пчела имеет ряд преимуществ в опылении растений перед другими дикими насекомыми и играет большую роль в сельском хозяйстве. Ее тело и образ жизни наиболее всего приспособлены к выполнению этой функции. Все медоносные труженицы живут и трудятся большими семьями, они создают большие запасы нектара, интенсивно и очень плодотворно работают. По сравнению с другими насекомыми пчелы опыляют в два раза быстрее, именно поэтому их используют для этого нелегкого природного процесса. Большие рои пасечники выпускают зимой в теплицы для опыления огородных растений, весной в сад на цветущие деревья, летом на посевы больших медоносных сельскохозяйственных угодий и винограда.

Пчела-опылитель

Если взглянуть под увеличительным стеклом на тело этого небольшого насекомого, то мы увидим тельце, покрытое густыми мелкими ворсинками. Именно эти крохотные волоски способствуют тому, что к телу и лапкам пчел прилипает пыльца. Летая с цветка на цветок, насекомые переносят на тельце пылинки, тем самым происходит опыление растений пчелами. Как показывают данные ученых, только за один сезон одна сильная семья насекомых облетает свыше одного миллиарда цветков. Чтобы заполнить до полноты медовый зобик, одна особь посещает от 80 до 150 цветков, а за день способна облететь свыше 4000. Как видим, не зря этих полосатых желтых насекомых именуют труженицами.

Опыление – часть агрокультуры

Сегодня, как и много лет назад, пчелы интенсивно используются для опыления и повышения урожайности всех энтомофильных сельскохозяйственных культур: плодовых деревьев, винограда, полевых растений. Как показывает практика, опыленные угодья дают примерно в полтора раза больший урожай, нежели те, где перенос пыльцы происходил без участия пчел. Во многих странах мира фермы, понимая роль пчел, заключают договора о взаимовыгодном использовании и разведении насекомых вблизи полей. У нас в стране также это играет важную роль в возможности выращивания таких культур, как подсолнечник, рапс, гречиха и т. д. Ежегодно тысячи пчеловодов вывозят свои пасеки на такие медоносные угодья, принося тем самым пользу себе и сельскому хозяйству.

Организация и техника опыления

При планировании и организации такой деятельности, как опыление пчелами сельскохозяйственных культур важно помнить и учитывать то, что насекомые на разных энтомофильных культурах работают по-разному. Так, например, такие растения как люцерна, клевер красный, лен насекомые опыляют мало, так как их цветы имеют сложную форму и выделяют мало нектара. Для опыления таких культур агрономы применяют особую технологию. Другие виды растений, типа бахчевые культуры, плодовые и ягодные деревья, гречиха, пчелы хорошо опыляют. Для этого достаточно лишь просто привезти пасеки к угодьям и правильно расставить улья, например, среди насаждений винограда, в яблоневом саду или на поле с дынями.

Методы повышения эффективности опыления

Как мы уже говорили, опыление пчелами энтомофильных культур играет важную роль во всем агротехническом комплексе. Именно поэтому одно из самых важных правил пчеловодства – это наращивание и создание сильных медоносных семей к периоду цветения сельскохозяйственных культур. К этому периоду уже должно быть много летных особей, плодная матка и много расплода. В частности, большое количество открытого расплода используют для большего посещения насекомыми таких растений, как клевер, лен.

Также не стоит забывать и о правильном размещении пасеки возле угодий. Так, например, на расстоянии 2,7 километра насекомые уже не посещают и не опыляют медоносы. Лучше всего располагать непосредственно перед самыми полями, чтобы насекомые не тратили силы на трудную дорогу к улью.

Опыление цветов

Да, трудно себе представить летний луг в цветах без приятного жужжания тружениц. И это, действительно, так, ведь без этих маленьких насекомых не смогли бы существовать и размножаться большинство цветущих растений. Цветы – вот те, кто особенно заинтересован в жизни насекомых-опылителей. И большую важность в этой роли играют именно медоносные пчелы. Именно они уже ранней весной, в то время пока все остальные насекомые только размножаются, уже собирают нектар, тем самым, опыляя цветки. Более того, приручение и содержание пчел в «домашних» условиях на пасеках позволяет их работу интенсивно использовать для необходимых нужд и достичь эффекта. Так, например, если требуется применить опыление только одного вида редкого цветка, тогда пчел готовят специально для этого дела. Их дрессируют.

Дрессировка

Основой этого процесса является выработка условного рефлекса на запах определенного вида цветка. Как мы уже говорили, существуют такие растения, которые мало выделяют нектара, а значит, и плохо привлекают пчел. Для этого пасечники используют прием дрессировки насекомых на запах этих цветов. Вечером заготавливают специальный сироп из расчета на один литр воды 1 килограмм сахара. Затем доводят сироп до температуры 37 градусов и погружают туда цветки тех растений, которые нужно опылить. Перед летом насекомым утром наливают такой сироп в кормушки. Его нужно потом давать весь период цветения этого растения каждой семье по полстакана. Это единственный эффективный способ привлечь внимание пчел к определенным видам цветков.

Читайте также:  Укрыть розы пластиковыми бутылками на зиму

Опыление сада

Посещение насекомыми цветов плодовых деревьев и винограда дает очень хороший результат при получении урожая плодов. При этом, как правило, самый высокий урожай можно получить при перекрестном межсортовом опылении, то есть, тогда когда пчелы посещают сразу несколько видов деревьев. В таких случаях после визита пчелами завязь образовывается более чем на 30-50% всех цветков. Для сравнения – в обычных условиях без участия насекомых этот показатель равен 5-6%. И это факт, ведь большинство сортов плодных деревьев, таких как яблони, вишни, сливы практически самобесплодные и требуют только перекрестного опыления.

Особенности опыления сада

Для того чтобы получить хороший урожай плодов, следует помнить и учитывать несколько важных моментов.

  1. Во-первых, в период цветения плодово-ягодных деревьев бывает часто «нелетная» погода, поэтому важно, чтобы пасеки находилась как можно ближе к саду, а еще лучше просто в нем.
  2. Во-вторых, на каждые 25 гектар сада нужно рассчитывать по 50-60 семей. Если площадь меньше 25 га, тогда пасеку размещают в центре участка.
  3. В-третьих, важно знать, что пчелы лучше всего посещают цветы плодовых деревьев в первые дни их расположения в саду. Потом многие семьи насекомых могут рассеиваться по всей близлежащей территории. Именно поэтому в садах одну пасеку нужно размещать на 3-4 дня, затем эту увозить и привозить новую.

Опыление винограда

Многие сорта винограда приспособлены к опылению с помощью ветра, но есть и такие, где без участия пчел не обойтись. Так, например, по данным исследований, урожайность винограда сорта Нимранг при опылении насекомыми повышалась на 50%, а сорта Саперави – на 40%.

Вообще, цветы этого растения выделяют слабый нектар, поэтому, как правило, в природе, пчелы их игнорируют и не опыляют. Для целесообразного опыления редких сортов винограда агротехники используют ароматизированную подкормку и метод убирания перговых запасов из ульев. В таких случаях эффект опыления пчелами повышается.

Видео

Как происходит пчелиное опыление цветов

Не многие знают какую пользу приносят пчелы растениям. Большинство растений не смогут полноценно расти и развиваться без пчел. Роль пчелы в опылении довольно важна, ведь природой задумано так, что именно пчела наиболее приспособлена к процессу опыления растений. Работать предпочитают эти насекомые семьями.

Значение пчелы в опылении

То, насколько важны пчелы в природе нельзя описать кратко. В зимние месяцы, многие пчеловоды выпускают насекомых из ульев в свои теплицы с цветущими растениями, где те собирают пыльцу. Весной же, пчелы отправляются в сады на деревья, а в летние месяцы они приступают к сбору пыльцы с растений медоносов.

Роль пчел в опылении растений очень велика. Если бы они не опыляли растения, то не было бы урожая таких культур как подсолнечники, рапс и гречиха. В жизни человека эти опылители также выполняют определенную роль. Если растения не будут опыляться, то не будет и необходимого урожая многих фруктов и овощей. Именно в связи с этим, зачастую, современные фермеры заключают с пасечниками договоренность, чтобы последние ставили свои пасеки возле полей.

Особенности строения тела пчелы-опылителя

Пчелы имеют свои особенности строения тела. Взглянув на это малюсенькое насекомое под увеличительным стеклом, можно разглядеть тельце с густыми и мелкими ворсинками. Нектар с растений насекомое собирает при помощи хоботка. Его длина составляет 5-7,2 мм. Также, рабочая пчела отличается от других и формой своей головы, которая у нее треугольная.

Данные ученых показывают, что за сезон, пчелиная семья способна облететь более одного миллиарда цветков. А для того, чтобы медовый зобик был заполнен полностью, одной пчеле необходимо облетать 80-150 цветков. В день же труженица облетает более 4000 цветков.

Особенности опыления пчел цветов

Как пчелы опыляют растения? На самом деле, это очень быстрый процесс. Благодаря ворсинкам на их тельце к ним прилипает пыльца. Перелетая с одного цветка на другой, на своем тельце пчелы переносят пылинки — это и называется опылением. Количество зерен пыльцы, прилипшей к волоскам насекомого может доходить до нескольких десятков тысяч. Переместившись на новый цветок, часть пыльцы опадает, а новая прилипает. Это называется перекрестным опылением.

Данные ученых свидетельствуют, что именно пчелы опыляют 80-90% всех растений на планете. Остальные растения опыляются бабочками, жуками, мухами и прочими крылатыми насекомыми.

Читайте также:  Жилой комплекс пески дмитровский район отзывы

Принципы дрессировки пчел для опыления

Некоторые пчеловоды специально дрессируют насекомых. Это делается для того, чтобы пчелы начали опылять только один необходимый вид растений. Для этого, необходимо добиться у насекомого выработки определенного рефлекса. Пчела должна запомнить запах растения и направляться для опыления только к нему. Таким образом, можно принудить насекомое опылять, к примеру, клевер, на который оно не обращает большого внимания.

Для подготовки, пасечнику необходимо приготовить сахарный сироп (1 кг сахара на 1 литр воды) и опустить в него растение, которое пчеле необходимо опылять. Проводится подкормка таким сиропом в последний месяц весны. На семью должно уходить примерно 100 мл. Чем больше пчелы будут употреблять такого корма, тем будет лучше.

Для того, чтобы насекомые полетели на определенное растение, также используются светоотражающие щиты, окрашенные в синие или желтые, яркие оттенки.

После подкормки пчел, щит и кормушка передвигаются к растению, которое необходимо опылять. В это время, у пчел появляется зрительный рефлекс, и они будут постоянно возвращаться на это место.

Посев-приманка — также один из способов заставить пчел опылять растения. К примеру, если необходимо, чтобы пчелы опыляли красный клевер, рядом с ним высаживается розовый, который является отличным медоносом. В таком случае, пчелы будут опылять сразу два растения.

Роль пчелы в опылении сада

Такие насекомые как пчелы, способны помочь увеличить урожайность плодовых деревьев. Будет отлично, если они начнут опылять не одно дерево, а несколько. Такое межсортовое опыление позволяет получить наиболее высокий урожай. В таком случае, завязь появится довольно быстро на 30-50% всех цветков. Без участия насекомых, завези образовываются только на 5-6% цветков. Чтобы все получилось необходимым образом, стоит обращать внимание на несколько вещей:

  • Пасеку стоит размещать прямо в саду, либо максимально близко к нему. Погода, когда цветут деревья, не всегда хорошая для полета пчел на большие расстояния.
  • 25 гектар растений должны опылять не более 60 семей.
  • Пасека должна меняться каждые три дня. Эти первые три дня отличаются тем, что пчелы в это время активны, после же они начинают опылять только те цветки, которые им нравятся.
  • Устанавливать пасеку лучше всего за 2-3 дня до начала цветения деревьев и других растений.

Особенности опыления цветов

Наиболее излюбленными цветами для пчел являются цветы ярких оттенков. Для насекомых это как сигнал о размещении нектара. Обязательно в саду и возле пасеки должно расти много фиолетовых, розовых, оранжевых и желтых цветов. Это не только шикарные украшения сада, но и прекрасные медоносы.

Пчелы очень любят такие цветы как:

  • Подсолнечник
  • Хризантема
  • Львиный зев
  • Бегония
  • Гербера
  • Азалия
  • Лаванда
  • Вербена
  • Шалфей
  • Петунья

Также, рекомендуется садить такие ароматные цветы как нарцисс, герань, жасмин, гиацинт. Пчелы пренебрегают растениями с красными цветами и теми, которые не имеют запаха. Эти цветы опыляются бабочками.

В приведенной ниже таблице можно увидеть основные принципы опыления цветов и трав пчелами.

Валериана лекарственная Опыляется в период цветения (июль- начало августа)
Лекарственная кровохлебка Опыляется в августе. Мед, полученный с нектара этого растения, отличается своими бактерицидными свойствами.
Фацелия Одно из излюбленных растений пчел. С одного гектара этого растения можно получить до 500 кг меда.
Сибирский бузульник Это растение активно используют пчелы для опыления и получения нектара.
Душица и мелисса Привлекают пчел благодаря своему специфическому запаху
Лекарственный чернокорень Зачастую это растение опыляют только дикие пчелы
Огуречная трава Это растение начинает цвести летом и опыляется насекомыми даже в дожди.
Хлопатник Т.к. период цветения этого растения невелик, важно, что оно опылено. Наибольшее количество нектара выделяется в пасмурную погоду.

Если бы не пчелы, на планете не было бы того многообразия растений и цветов, которое постоянно радует наш глаз. Именно поэтому потеря таких насекомых приведет не только к потере меда, мы утратим урожаи таких культур как виноград, яблоки, груши и многие другие.

Видео

Цель: Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Задачи:

  1. Формировать у детей представление о том, как пчёлы опыляют растения.
  2. Расширять знания детей о насекомых и о среде их обитания.
  3. Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.
  4. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Активизация словаря: Пыльца, опыляет.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением пчёл, разучивание пальчиковой игры «Пчёлки», просмотр и беседа по мультфильму «Первый урок», П/ игра «Медведь и пчёлы» -автор Лаптева Г.В.

Материал:

Ватные шарики, порошок-краситель желтого цвета, макеты цветов, пчёлка, цветы для украшения ковра (цветочная поляна), СD – Железновой Е.С. «Пальчиковые игры», проектор, экран, презентация к конспекту.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект НОД 49.5 КБ
Презентация к НОД 1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»

«Как пчёлки переносят пыльцу?»

Читайте также:  Деревья беларуси в картинках с названиями

(Раздел программы: Познание;

интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка»;

вторая младшая группа)

Копаева Е.Н., воспитатель

МАДОУ «детский сад комбинированного вида №32

Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ во второй младшей группе (3-4 лет)

«Как пчёлки переносят пыльцу?»

Цель: Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений.

  1. Формировать у детей представление о том, как пчёлы опыляют растения.
  2. Расширять знания детей о насекомых и о среде их обитания.
  3. Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.
  4. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Активизация словаря: Пыльца, опыляет.

Рассматривание иллюстраций с изображением пчёл, разучивание пальчиковой игры «Пчёлки», просмотр и беседа по мультфильму «Первый урок», П/ игра «Медведь и пчёлы» -автор Лаптева Г.В.

Ватные шарики, порошок-краситель желтого цвета, макеты цветов, пчёлка, цветы для украшения ковра (цветочная поляна), СD – Железновой Е.С. «Пальчиковые игры», проектор, экран, презентация к конспекту.

(Под звуки природы дети входят в группу.)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю, вас на полянку где растёт много цветов.

(Дети рассаживаются на ковре, украшенном цветами на маленькие подушечки.)

Воспитатель: Ребята, а каких вы знаете насекомых?

Дети: Пчела, муха, комар.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!

Воспитатель: Посмотрите, и действительно, на полянке, среди цветов живёт много насекомых: и пчёлы, и комары, и бабочки, и стрекозы.

Дети, посмотрите, какой красивый цветок вырос на нашей полянке.

Ой, а там, что – то есть.

(Воспитатель подходит к цветку и загадывает загадку.)

Кто жужжит и поёт,

Собирает сладкий мёд.

Воспитатель: Правильно, дети это пчела.

Посмотрите, какая пчела к нам прилетела.

(Воспитатель показывает пчёлку – игрушку.)

Воспитатель: Давайте, дети, мы с вами рассмотрим, что есть у пчёлки.

(одновременно с показом слайда воспитатель показывает на игрушке строение пчелы.)

Воспитатель: Максим, скажи, пожалуйста, что же есть у пчёлки?

(Максим выходит, и берёт игрушку – пчёлку в руки.)

Максим: Голова, ноги, крылья.

Воспитатель: Молодец! Максим! Садись, пожалуйста .

Воспитатель: Дима, подойди ко мне.

Расскажи, и ты нам, что есть у пчёлки.

Дима: Животик, голова, лапки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали все части тела пчелы: у неё есть голова, брюшко, крылья и лапки.

Физминутка : Пальчиковая игра «Пчёлки» Железнова Е. С.

(Дети встают в круг и выполняют пальчиковую игру «Пчёлки».)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей"

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

(После того как дети «полетали» как пчёлки, они садятся на сваи цветочки – подушечки.)

Воспитатель: А вы знаете, что тело у пчёлки покрыто мелкими волосками.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что же у пчёлы на теле.

Что за жёлтые крупинки?

Дети: Шарики, комочки.

Воспитатель: Дети, это пыльца.

Пыльца – это скопление маленьких пыльцевых зёрен.

Их много, и они находятся в центре цветка.

(Воспитатель берёт цветок и показывает серединку.)

Пчёлка перелетает с цветка на цветок, переносит на лапках пыльцу, т.е. опыляет растение.

Воспитатель: Ребята, а сейчас представим, что мы с вами пчёлки.

У вас на столах лежат, комочки ваты и цветочки.

— Представьте, что ватные шарики – это пчёлка, т.е. мы. Мы будем имитировать движения пчёлки.

Проходите и присаживайтесь за столы, где всё уже приготовлено.

Спинки держим ровно и начинаем выполнять. Прикоснёмся комочком к цветку. От одного цветка к другому.

(В макеты цветов заранее был насыпан порошок – краситель жёлтого цвета.)

( Дети выполняют эксперимент самостоятельно, а воспитатель наблюдает и если необходимо помогает.)

Воспитатель: Что осталось на ватных шариках?

Дети: Краска. (пыльца).

Воспитатель: Лера, как ты думаешь?

Лера: Это пыльца.

Воспитатель: Молодцы! К волоскам прилипли частички порошка – краски. Вот так же прилипает пыльца с растений к лапкам и тельцу пчёлки.

Воспитатель: Ребятки, наши цветы подарим пчёлке. Пусть она собирает пыльцу со своими друзьями и приносит нам мёд.

(Дети берут цветы и несут на коврик – полянку.)

Ребятки, насекомых нужно беречь, они приносят нам пользу: бабочки опыляют растения, а пчёлки не только опыляют растения но, и приносят мёд.

А на следующем занятии мы с вами узнаем о пользе мёда.

Список используемой литературы:

  1. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Железнова Е.С. Пальчиковые игры. Издательство: Карапуз, 2008.
Оцените статью
Добавить комментарий