Для поддержания тракторов в исправном и работоспособном состоянии, повышении экономичности, безотказности и долговечности работы проводят систематическое обслуживание, носящее плановопредупредительный характер.
Для тракторов установлена трехномерная система технических обслуживании, которая, кроме ежесменного, предусматривает три периодических (номерных) технических обслуживания — № 1, № 2 и № 3.
При переходах к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам эксплуатации предусмотрены сезонные технические обслуживания, кроме того, предусмотрены обслуживания в особых условиях эксплуатации, которые резко отличаются от обычных типовых условий (в пустынях, горных районах и др.).
Периодичность номерных технических обслуживаний такова: техническое обслуживание № 1 — через каждые 60 ч работы, техническое обслуживание № 2 -через каждые 240 ч и техническое обслуживание № 3 — через каждые 960 ч работы.
При проведении номерных технических обслуживаний выполняют не только регламентированные операции, но и устраняют обнаруженные неисправности.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) проводят в перерыве между сменами (через каждые 10 ч работы). Оно предусматривает выполнение следующих операций:
- проверяют, нет ли подтеканий топлива, масла, электролита и воды через соединения деталей;
- доливают отстоенное или профильтрованное топливо в баки дизеля и пускового двигателя;
- измеряют уровень масла в картере дизеля и при необходимости доливают масло. Уровень измеряют не раньше чем через 20 мин после остановки дизеля;
- проверяют уровень воды в радиаторе;
- сливают конденсат из ресивера пневматической системы;
- проверяют степень засоренности воздухоочистителя дизеля по индикатору на щитке приборов, работу контрольных приборов, звукового сигнала и освещения;
- если трактор эксплуатировался в условиях повышенной запыленности воздуха, то осматривают и при необходимости очищают защитную сетку радиатора.
Во время рабочей смены надо прислушиваться к работе дизеля, следить за показаниями контрольных приборов, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Кроме того, следует периодически проверять состояние шин, степень нагрева корпусных узлов дизеля, трансмиссии, ходовой и гидравлической систем.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) проводят через каждые 60 ч работы.
Сначала выполняют все операции ЕТО. После этого проводят следующие операции: моют трактор; проверяют уровень масла в корпусе топливного насоса, натяжение ремня вентилятора дизеля, давление воздуха в шинах и их состояние, работу рулевого управления и тормозов; смазывают подшипники водяного насоса системы охлаждения и отводки сцепления; сливают отстой из топливного фильтра грубой очистки.
Через одно техническое обслуживание N8 1 (после 120 ч работы) проверяют уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя дизеля, очищают ротор центробежного масляного фильтра дизеля, смазывают подшипники шарниров карданных валов переднего ведущего моста.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) проводят через каждые 240 ч работы. Сначала выполняют все операции технического обслуживания N8 1, затем делают следующее:
- заменяют масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя и корпусе топливного насоса (при использовании масел М8Г2 и МЮГ2 по ГОСТ 8581-78 с содержанием серы не более 0,5% масло в картере дизеля заменяют через 480 ч работы);
- сливают отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;
- промывают фильтрующие элементы воздухоочистителя пускового дизеля, регулятора давления пневматической системы;
- проверяют уровень масла в корпусах трансмиссии (сцепления, коробки передач, заднего моста, переднего ведущего моста, верхних и нижних пар колесных редукторов, промежуточной опоры карданной передачи), баке раздельно-агрегатной гидравлической системы, редукторе пускового двигателя, корпусе гидроусилителя рулевого управления; смазывают втулки поворотных цапф переднего моста, ступицу педали сцепления;
- проверяют свободный ход педали сцепления и тормозов, падение давления воздуха в пневмосистеме при свободном положении педалей тормозов, свободный ход рулевого колеса, герметичность воздухоочистителя и впускного трубопровода двигателя, состояние клемм и вентиляционных отверстий аккумуляторных батарей, уровень и плотность электролита;
- проводят обслуживание блока отопления и охлаждения воздуха в кабине;
- проверяют крепление ступиц задних колес, лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, корпуса коробки передач, кронштейна промежуточной опоры карданной передачи, двигателя.
Через одно техническое обслуживание № 2 (после 480 ч работы) проверяют зазор между клапанами и коромыслами дизеля, очищают центральную трубу воздухоочистителя и промывают его корпус с фильтрующими элементами.
Техническое обслуживание № 3 (ТО-3) проводят через каждые 960 ч работы. Сначала проводят все операции технического обслуживания № 2. После этого делают следующее.
Проверяют топливный насос на безмоторном стенде на соответствие регулировочным параметрам, угол опережения подачи топлива на дизеле, форсунки дизеля на давление начала впрыска и распыл топлива, затяжку гаек крепления головки блока цилиндров дизеля с последующей регулировкой зазора между клапанами и коромыслами; проводят регулировку реле-регулятора, механизма включения сцепления редуктора пускового двигателя, зазора между контактами прерывателя магнето и электродами запальной свечи с подтяжкой всех винтов магнето; промывают сливные фильтры раздельно-агрегатной системы и гидроусилителя рулевого управления, фильтры грубой и тонкой очистки топлива с заменой фильтрующих элементов тонкой очистки, фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя и топливопроводящий штуцер карбюратора; проверяют и при необходимости регулируют гайку червяка гидроусилителя рулевого управления, сходимость передних колес, осевой зазор подшипников ступиц передних колес неведущего моста, пополняя при этом смазку; смазывают подшипники шарниров привода рулевого управления, шестерни правого раскоса и втулки вала механизма задней навески; очищают сетку маслозаливной горловины и набивку сапуна дизеля, а также сапуна топливного насоса, сливают утечки масла из кожуха гидроаккумулятора.
Через одно техническое обслуживание № 3 (после 1920 ч работы) проверяют состояние контактов реле, коллектора и щеток стартера пускового двигателя, регулировку реле-регулятора; проводят обслуживание пневмопереходника и компрессора пневмосистемы; разбирают и смазывают гибкий вал тахоспидометра.
Через два технических обслуживания № 3 (примерно после 3000 ч работы) проверяют состояние коллектора и щеток стартера, зацеплений червяк — сектор и сектор -рейка гидроусилителя рулевого управления; промывают систему охлаждения дизеля; заменяют смазку в ступицах передних колес.
Сезонное техническое обслуживание проводят при переходе от весенне-летнего к осенне-зимнему периоду эксплуатации и наоборот.
При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации выполняют следующее; заменяют масло и смазку летних сортов зимними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах и сборочных единицах трансмиссии и ходовой части; выполняют операции очередного технического обслуживания; промывают крышку и фильтр заливной горловины основного топливного бака; топливный бак; фильтр-отстойник и карбюратор пускового двигателя; доводят плотность электролита аккумуляторных батарей до зимней нормы и устанавливают винт посезонной регулировки напряжений на реле-регуляторе в положение 3 (зима); продувают паром или промывают горячей водой ресивер пневмосистемы, проверяют его герметичность; заполняют дизельным топливом зимних сортов систему питания дизеля; устанавливают предпусковой подогреватель и утеплительный чехол на дизель; заполняют систему охлаждения дизеля жидкостью, не замерзающей при низких температурах (антифризом); проводят сезонное обслуживание блока отопления кабины.
В зимний период для прогрева дизеля при пуске заправляют его горячей водой и маслом, подогретым до температуры 70. 80°С.
При спуске воды из системы охлаждения дизеля одновременно сливают ее из котла подогревателя и из шлангов блока отопления кабины.
При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации проводят следующие работы: с агрегатов трактора снимают предпусковой подогреватель, утеплительные чехлы и сдают на хранение; выполняют операции очередного технического обслуживания; заменяют масло и смазку зимних сортов летними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах трансмиссии и ходовой части; доводят плотность электролита аккумуляторных батарей до летней нормы и устанавливают винт посезонной регулировки напряжения на реле-регуляторе в положение Л (лето); заправляют систему питания дизеля топливом летних сортов, а систему охлаждения водой.
МТЗ-1523 относится к универсальным колесным с/х тракторам. Они могут использоваться для выполнения работ широкого спектра. Данная модель востребована в полевых операциях, промышленности, хозяйственных отраслях и строительстве. Помимо универсальности, большим плюсом трактора является его хорошая ремонтопригодность. Запчасти на МТЗ-1523 оригинального производства доступны в свободной продаже, что значительно облегчает проведение плановых ТО и срочных работ по устранению неисправностей.
Отличия от предшественника
Производственная линейка спецтехники Минского завода включает широкий модельный ряд машин разного класса грузоподъемности и назначения. Они хорошо известны за пределами Республики Беларусь, импортируются в другие страны СНГ и Европы.
Высокий спрос на тракторы не только способствует развитию завода, но и подталкивает инженеров к модернизации наиболее популярных и успешных моделей. Так, МТЗ-1523 является следующим поколением другой машины — МТЗ-1522. Среди изменений стоит отметить:
- более современную форму крыльев и крышки капота;
- улучшенную конструкцию переднего моста;
- кабину с более прочным каркасом и уровнем комфортабельности.
Важно: как и предшественник, эта модель спецтехники пригодна для работы в разных климатических условиях и может эксплуатироваться практически во всех регионах РФ.
Особенности комплектации
Области использования МТЗ-1523 очень широкие. Он пригоден для выполнения работ в аграрной и животноводческой отраслях, строительстве и сфере городского коммунального хозяйства.
Широкие возможности эксплуатации обусловлены возможностью применения разного дополнительного оборудования для расширения функциональных возможностей трактора. Комплектовать машину можно:
- навесным, полунавесным и прицепным оборудованием;
- уборочными комплексами;
- механизмами для погрузки и разгрузки и пр.
Однако эффективно выполнять работу спецтехника способна только в исключительно исправном состоянии. Поэтому крайне важно обеспечить своевременное обслуживание, замену изношенных узлов и деталей.
Виды ТО для трактора МТЗ-1523
Техобслуживание спецмашин направлено на поддержание функциональности и исправности. Главная цель этих мероприятий заключается в своевременном выявлении мелких неисправностей, замене изношенных деталей, проверке работоспособности основных механизмов. Различаются ТО по времени проведения и назначению на:
Проводятся они с определенной регулярностью. Ежесменные — после каждого отработанного дня. Суть заключается в восполнении запаса топлива, устранении грязи и мелких неполадок. Номерные (1, 2, 3) проводятся по отработке определенного количества моточасов (60, 240, 960). Сезонные работы выполняются в период, когда происходит изменение календарной поры года: от зимы к осени и к весенне-летней.
Важно: при проведении сезонных ТО обязательно учитывается температурный режим предстоящей поры года. Также в зависимости от условий эксплуатации выбирают специальное масло (определенной вязкости в зависимости от температуры окружающей среды), меняют жидкость в системе охлаждения и выполняют прочие регламентные работы.
Типовые неисправности машины
МТЗ-1523 относится к классу бюджетной и широко востребованной техники. Практичный, с высоким тяговым усилием, маневренный трактор заслужил массу положительных отзывов от пользователей. Однако даже для такой надежной машины характерны определенные неисправности. Среди типовых неполадок МТЗ-1523 наиболее часто отмечаются:
- Скорость износа дисков сцепления.
- Низкую надежность резинотехнических изделий (шлангов в гидросистеме, к примеру).
- «Косяки» в сборке: слабую затяжку крепежей, искажения в соосности, плохую герметичность соединений.
Поэтому важно перед запуском в эксплуатацию выполнить обкатку и проверить работоспособность всех узлов и механизмов. Также следует придерживаться плана проведения регулярных ТО не игнорировать эту меру. Вовремя выполненный техосмотр позволит предупредить серьезные поломки, простой трактора и дорогостоящий ремонт.
Техобслуживание каждые 10 часов
Проверить уровень масла в картере двигателя Д-243.
Проверить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Проверить уровень масла в совмещенном баке гидросистемы и ГОРУ, в баке ГНС (Операция выполняется на тракторах с унифицированной кабиной (тент-каркасом или основанием тента на базе УК)).
Проверить уровень масла в баке ГНС.
Проверить состояние шин. (Операция выполняется на тракторах с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины).
Осмотреть элементы гидросистемы МТЗ-82.1/80.1 Беларус.
Проверить состояние электрических кабелей моторного отсека.
Проверить/очистить водяной радиатор двигателя Д-243.
Проверить работу тормозов в движении, работоспособность двигателя, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации.
Удалить конденсат из баллона пневмосистемы.
Техобслуживание каждые 125 часов
Проверить затяжки резьбовых соединений крепления колес.
Вымыть трактор и очистить интерьер кабины.
Проверить уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя двигателя МТЗ-82-1/80-1 Беларус.
Проверить уровень масла в корпусе гидроусилителя руля (Операция выполняется только на тракторах с ГУР либо ГОРУ с корпусом ГУР).
Проверить уровень масла в корпусах верхних конических пар ПВМ с коническими колесными редукторами (Операция выполняется на тракторе 82.1 для ПВМ с коническими колесными редукторами).
Проверить уровень масла в промежуточной опоре карданного привода переднего ведущего моста.
Смазать подшипники осей шкворней колесных редукторов ПВМ (Операция выполняется на тракторах, укомплектованными ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами).
Проверить давление воздуха в шинах (Контроль, а при необходимости доведение до нормы внутреннего давления в шинах трактора, производится каждый раз при переходе трактора МТЗ-82.1/80.1 Беларус с одного вида работ на другой и смене агрегатируемых с ним машин и орудий).
Слить отстой из топливных баков.
Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива.
Очистить фильтрующие элементы фильтра системы вентиляции и отопления кабины.
Проверить состояние/натяжение ремня привода вентилятора системы охлаждения дизеля Д-243.
Сервисное обслуживание каждые 250 часов
Провести обслуживание АКБ (Периодичность проверки и обслуживания АКБ – один раз в 3 месяца, не реже).
Проверить/отрегулировать люфты в шарнирах рулевой тяги.
Проверить/отрегулировать сходимость передних колес.
Смазать шарниры гидроцилиндра ГОРУ МТЗ-82-1/80-1 Беларус (Операция выполняется на тракторах с ГОРУ либо ГОРУ с корпусом ГУР).
Смазать подшипник отводки муфты сцепления.
Проверить/отрегулировать свободный ход педали сцепления.
Замена масляного фильтра либо очистка ротора центробежного масляного фильтра двигателя.
Заменить масло в картере дизеля Д-243.
Слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива.
Обслужить генератор и стартер.
Сервисное обслуживание каждые 500 часов
Проверить уровни масла в корпусах колесных редукторов и главной передачи ПВМ МТЗ-82.1/80.1 Беларус.
Проверить уровень масла в корпусе главной передачи и нижних конических парах колесных редукторов ПВМ.
Проверить/отрегулировать управление рабочими тормозами.
Проверить/отрегулировать управление стояночным тормозом.
Очистить фильтрующий элемент фильтра регулятора давления воздуха в пневмосистеме.
Проверить герметичность магистралей пневмосистемы.
Проверить/отрегулировать привод тормозного крана пневмосистемы.
Проверить герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного тракта.
Смазать втулки поворотного вала задней навески.
Проверить уровень масла в трансмиссии.
Проверить/отрегулировать управление задним ВОМ.
Проверить/отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами двигателя.
Проверить/отрегулировать осевой натяг в конических подшипниках шкворня.
Проверить/подтянуть гайку крепления сошки ГУР МТЗ-82-1/80-1 Беларус (Операция выполняется на тракторах с ГУР).
Заменить сменный фильтрующий элемент совмещенного бака ГНС и ГОРУ (в баке гидросистемы).
Промыть фильтрующий элемент бака гидросистемы.
Техническое обслуживание каждые 1000 часов
Проверка осевого люфта и регулировка конических подшипников фланца колеса.
Заменить масло в совмещенном баке гидросистемы и ГОРУ (в баке ГНС).
Заменить масло в баке гидронавесной системы.
Заменить масло в трансмиссии.
Промыть фильтрующий элемент корпуса ГУР.
Заменить масло в корпусе ГУР.
Смазать втулки поворотных цапф передней оси (Операция выполняется на тракторе 80.1 с передней осью).
Смазать подшипники ступиц передних колес.
Заменить масло в корпусе главной передачи переднего ведущего моста, промежуточной опоре карданного привода ПВМ, верхних и нижних конических парах колесных редукторов ПВМ.
Заменить масло в корпусе главной передачи ПВМ, промежуточной опоре карданного привода ПВМ и корпусах колесных редукторов ПВМ.
Смазать механизм шестеренчатых раскосов задней навески (Операция выполняется только на шестеренчатых раскосах).
Заменить смазку в шарнирах рулевой тяги.
Проверить / отрегулировать регулятор давления пневмосистемы МТЗ-82.1/80.1 Беларус.
Проверить / затянуть болты крепления головки цилиндров.
Промыть фильтр грубой очистки топлива.
Заменить фильтр тонкой очистки топлива.
Промыть фильтр предварительной очистки масла двигателя Д-243.
Смазка кронштейнов выдвижных кулаков передней оси.
Проверить / подтянуть наружные резьбовые соединения трактора.
Техобслуживание каждые 2000 часов
Промыть систему охлаждения двигателя и заменить охлаждающую жидкость.
Проверить/отрегулировать топливный насос на стенде.
Проверить форсунки на давление начала впрыска и качество распыла топлива.
Проверить/отрегулировать установочный угол опережения впрыска топлива.
Отрегулировать давление масла в системе смазывания дизеля (По мере отклонения от нормы давления масла в системе смазывания двигателя).
Обслужить воздухоочиститель дизеля (По мере засоренности).