Шкваркин чужой ребенок читать

художник-постановщик: Дмитрий Разумов

Продолжительность 2 часа 20 минут с антрактом

О спектакле:

Юная Маня живет с семьей на даче и готовится к своей первой роли: ей предстоит сыграть девицу, забеременевшую от негодяя и с позором изгнанную из отчего дома. Начинающая актриса репетирует с таким надрывом и достоверностью, что «новость» о ее беременности мигом разлетается по всей округе. Скандал для того времени неслыханный!
Пьеса Василия Шкваркина — классика советской театральной школы, не сходящая с подмостков уже более 80 лет. Благодаря обаятельным героям, закрученной интриге и светлой, ностальгической атмосфере канувшей в прошлое эпохи она будет интересна и новому поколению зрителей.

Оригинальное название: «Чужой ребенок»
Жанр: комедия
Режиссер: Елизавета Телешева
Автор: Василий Шкваркин
В ролях: Фаина Раневская и другие
Язык: русский
Страна: СССР
Театр: Центральный театр Красной Армии
Премьера: 1935 год

Фаина Раневская в спектакле «Чужой ребенок» сыграла Ольги Павловны Карауловой, матери главной героини.

Персонажи

• Караулов Сергей Петрович, старый музыкант; играет в оркестре на виолончели.
• Ольга Павловна, его жена; тридцать пять лет тому назад кончила гимназию, но после занималась исключительно домашним хозяйством.
• Маня, их дочь, двадцати лет, начинающая драматическая актриса.
• Прибылев Федор Федорович, инженер, лет сорока.
• Костя, студент-практикант.
• Яков (Юсуф), студент-практикант, аджарец.
• Зина, дачная подруга Мани.
• Сенечка Перчаткин, молодой зубной техник.
• Рая, студентка.
• Александр Миронович, отец Раи.
• Почтальон.

Сюжет

Написанная в 30-е годы прошлого века пьеса «Чужой ребенок» Василия Шкваркина пользовалась бешеным успехом, ее ставили во многих театрах страны. Частично интерес режиссеров к этой незамысловатой комедии объясняется ее скандальностью и даже неприличной крамольностью по меркам того времени. Действие происходит на даче под Москвой летом 1933 года. Молодая актриса Маня репетирует роль женщины, ожидающей ребенка. Ее слова случайно услышала дачная подружка Зина и разнесла «потрясающую новость» по всему дачному поселку. Трое влюбленных в Маню мужчин дружно от нее отворачиваются, а родителей чуть инфаркт не хватил от таких известий. Еще бы — ведь в то время между простыми советскими юношами и девушками секса не было по определению! Что уж говорить о «старорежимных» родителях. А тут еще и Маня, обиженная до глубины души гнусными инсинуациями, решает проверить ухажеров «на вшивость» и делает вид, что да, на самом деле беременна — ну с кем не бывает? Кто любит, и такую замуж возьмет — на зависть сплетнице Зинке! Так закручивается интрига, типичная для комедии положений.

Читайте также:  Грибы в старом крыму

Ностальгическая комедия. Пожалуй, именно такое определение больше всего подходит к спектаклю «Чужой ребенок» Красноярского театра им. Пушкина. Не случайно и сам режиссер постановки Владимир Гурфинкель обозначил ее жанр, как «комедию о том, как любили наши бабушки и дедушки». Но было бы ошибочно полагать, что спектакль интересен только людям старшего поколения.

Написанная в 30-е годы прошлого века пьеса «Чужой ребенок» Василия Шкваркина пользовалась бешеным успехом, ее ставили во многих театрах страны. Частично интерес режиссеров к этой незамысловатой комедии объясняется ее скандальностью и даже неприличной крамольностью по меркам того времени. Судите сами: молодая актриса Маня (в спектакле театра им. Пушкина ее играет Мария Алексеева) репетирует роль женщины, ожидающей ребенка. Ее слова случайно услышала дачная подружка Зина (Элина Присакару) и разнесла «потрясающую новость» по всему дачному поселку. Трое влюбленных в Маню мужчин дружно от нее отворачиваются, а родителей чуть инфаркт не хватил от таких известий. Еще бы – ведь в то время между простыми советскими юношами и девушками секса не было по определению! Что уж говорить о «старорежимных» родителях… А тут еще и Маня, обиженная до глубины души гнусными инсинуациями, решает проверить ухажеров «на вшивость» и делает вид, что да, на самом деле беременна – ну с кем не бывает? Кто любит, и такую замуж возьмет – на зависть сплетнице Зинке! Так закручивается интрига, типичная для комедии положений.

Но режиссер Владимир Гурфинкель счел, что в пьесе есть нечто большее, чем просто забавный сюжет со всеми его хитросплетениями. Это мироощущение людей, живущих в эпоху, когда все самое страшное еще впереди. Их еще не коснулся удушающий гнет всеобщей подозрительности, порожденный волной репрессий, все это еще будет, потом. А пока можно беззаботно радоваться жизни в расслабляющей летней атмосфере дачного поселка, любить и искренне верить в светлое будущее – да и может ли быть иначе? Не случайно при просмотре спектакля вспоминаются черно-белые советские фильмы того периода, такие светлые и наивные… И такие притягательные в своей наивности.

Читайте также:  Заменяет ли лимонная кислота лимон

Невольную аналогию с кинематографом еще больше подчеркивает сценическое оформление «Чужого ребенка», подготовленное Ирэной Ярутис. Все решено в мягких пастельных тонах, дополнительную легкость происходящему придают подвесные декорации. Они не статичны. Незабываема сквозная мизансцена, когда герои летят навстречу друг другу, раскинув руки, — и березы кружатся вместе с ними. Солнце во всем: оно мягко освещает лица героев, стволы деревьев, отражается в речной воде… На сцене – настоящий водоем, в который то и дело от избытка чувств плюхаются персонажи спектакля (помню, как после премьеры артисты искупали в нем режиссера – наверное, сильно допек репетициями!). Все это, как и нежная музыка Леонида Иновлоцкого, еще больше усиливает заразительную эмоциональность спектакля.

Правда, иногда эти эмоции кажутся чрезмерными, такое ощущение, что в отдельных сценах актеры переигрывают. Особенно много прямо-таки щенячьей энергии у Кости (Даниил Коновалов), самого явного претендента на руку и сердце Мани. У влюбленного студента чувства хлещут через край, того и гляди, захлебнется! Иногда это утомляет – не только зрителей в зале, но и его друга Яшу-Юсуфа (Дмитрий Корявин), хоть и кавказца, но куда более сдержанного в проявлении своих нежных чувств к женщине. Впрочем, наверное, как и положено кавказскому мужчине.

Самые же интересные и глубокие роли получились у старшего поколения, родителей Мани – Сергея Петровича Караулова (заслуженный артист России Владислав Жуковский) и его жены Ольги Павловны (Галина Дьяконова). Именно они олицетворяют собой старую интеллигенцию, не желающую изменять себе в угоду времени. И, пожалуй, у Жуковского, отметившего недавно свое 60-летие, на сегодня это одна из лучших ролей.

По мнению публики, «Чужой ребенок» — один из лучших спектаклей в репертуаре театра. Хотя в чем-то мнения и разделились: как с сожалением высказалась одна зрительница на сайте театра, с приходом новых исполнителей спектакль смотреть почти невозможно. Позволю себе не согласиться – спектакль не ухудшился, он просто стал немного иным. Например, если в исполнении Андрея Киндякова инженер Прибылев, отвергнутый жених Мани, выглядел холодным и высокомерным эгоистом, у Алексея Смолки этот персонаж представляется хитрым, прожженным циником. А Виктория Болотова в роли студентки Раечки ничуть не уступает своей предшественнице Жанне Коняевой.

Оцените статью
Добавить комментарий