Проект ядовитые растения 2 класс

Проект по биологическому краеведению "Ядовитые растения"

Скачать:

Вложение Размер
Проект "Ядовитые растения" 942.43 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МБОУ “ Н-Слободская основная школа ” Проект по биологическому краеведению «Ядовитые растения» Выполнил: ученик 6 класса Антюшин Роман Учитель: Шоникова А.А. с.Новая Слобода, 2015 год

План: 1.Введение 2.Цель 3.Задачи 4.Практическая часть 5.Вывод

Введение Растительный мир нашей планеты удивительно разнообразен, и многочисленные представители флоры, с точки зрения человеческого восприятия на глаз, разделяются на два лагеря: одни красивы и привлекательны, другие — уродливы и отталкивающи . Сама же природа, естественно, не знает слова "красота", ее больше заботит гармония, баланс, эволюция живых организмов в целом. И в этом непрекращающемся процессе ядовитость растений (и вообще всех ядовитых организмов) является одним из наиболее важных механизмов в борьбе за существование. Многие растения представляют собой существенную потенциальную опасность для организма человека и домашних животных.

Цель: Узнать какие ядовитые растения есть в нашей местности . Задачи: Работа со словарем. Работа с дополнительной литературой и интернетом. Изучение ядовитых растений.

Практическая часть Ядови́тые расте́ния — сборная, весьма неоднородная группа, объединяемая тем общим для этих растений свойством, что вещества, которые в них содержатся, представляют собой существенную потенциальную опасность для организма человека и домашних животных. Изучение ядовитых растений (и вообще всех ядовитых организмов) является важным как с точки зрения профилактики и лечения отравлений, так и с точки зрения понимания эволюции живой природы в целом, поскольку ядовитость является одним из наиболее важных механизмов в борьбе за существование. Ещё одной причиной существенного научного и практического интереса к ядовитым организмам является то, что многие из них — важные источники природных биологически активных веществ .

Словарь: РАСТЕНИЕ – организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из воздуха (путем фотосинтеза) и почвы. Царство растений (одна из четырёх высших сфер органического мира;спец .). Высшие растения (с корнем, стеблем и листьями). Низшие растения (не расчленённые на корень, стебель и листья). Древовидные растения. Цветковые, клубневые растения. Водные, земноводные растения. Дикорастущие, лесные, полевые, луговые, болотные растения. Культурные, сельскохозяйственные, технические, кормовые, лекарственные растения. Декоративные, оранжерейные, садовые, комнатные растения. Полезные, сорные растения. ( Толковый Словарь Русского Языка ) ЯДОВИТЫЙ 1 . Являющийся ядом (в 1 знач.), причиняющий отравление. Ядовитое вещество.

Хвощ болотный многолетнее травянистое ядовитое растениевысотой 15-50 см.Корневища черные, нередко несут клубеньки, заполненные крахмалом. Стебли угловато-бороздчатые, до 40 см.

Вёх ядовитый (лат. Cicuta virosa ) — ядовитое растение семейства зонтичных, водяной болиголов, распространён в Европе. Другие названия: цикута, кошачья петрушка, вяха , омег, омежник, водяная бешеница , мутник, собачий дягиль, гориголова .

Болиголов — сильнейший цитостатик (ингибитор митозов). Применение в медицине: По силе яда болиголов может сравниться с такими лекарственными растениями, как аконит, алоказия , барвинок.

К ядовитым растениям нашей местности также относятся: Белена черная Вороний глаз Паслен сладко-горький Ландыш майский Волчье лыко и другие

Вывод: Когда мы идём в лес или в поле , мы не задумываемся, что можем сорвать ядовитые растение, которые вызывают сильное отравление. Поэтому необходимо обязательно знать ядовитые растения и помнить, что незнакомые растения трогать нельзя!

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку и во внеурочной деятельности

Скачать:

Вложение Размер
yadovitye_rasteniya.docx 32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ядовитые растения леса.

Цель урока: 1. Расширить знания детей по теме «Лесная зона».

2. Познакомить с ядовитыми растениями, которые можно встретить в нашем лесу.

3. Познакомить с правилами безопасного обращения с ядовитыми растениями леса

4. Учить видеть в окружающем мире растения, которые могут быть опасными для жизни человека.

5.Развивать наблюдательность, внимание.

6.Воспитывать любовь к природе, желание быть здоровым, не навредить своему организму.

Оборудование: 1.Коробочки с сухими лекарственными травами: багульник болотный, пижма обыкновенная;

2. презентация « Ядовитые растения леса»;

3.фотографии растений : багульник болотный, борщевик сибирский, вех ядовитый, пижма обыкновенная;

4.полосочки-надписи: вред , польза……………, памятка обращения с растениями

5. КАРТОЧКА: (для группы)

2.Растение с резким запахом

3.Дерево со светлым стволом

4.На изломе веточки появился жёлтый сок

6.На листьях густой ворс

7.Растения растут, образовав густые заросли

8.На ветках растения шипы

9.Растение растёт возле речки

10.Растение с толстым стволом

I. Организационный момент

II . Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

1. Постановка учебной задачи:

ЗАГАДКА (о растении)

Дышит, растёт, а ходить не может…….летом зелёное, осенью жёлтое…..бывает на зиму пропадает ……. а бывает стоит голое, что ЭТО?

( на доске пишу: РАСТЕНИЯ)

2. Сообщение темы урока

— Сегодня будем говорить о растениях, а о каких разберёмся с вами в течение урока.

III. Работа над темой: Этап усвоения новых знаний. ( Работа над темой)

Уч. Дома каждая группа готовила сообщение о каком-то растении. Сегодня вы расскажете классу какой материал вы приготовили.

1. Сообщение группы №1 Пижма обыкновенная

2. Сообщение группы №2 Багульник болотный

3.Сообщение группы №3 Борщевик сибирский

4.Сообщение группы №4 Вех ядовитый …………………..

Читайте также:  Ирис бородатый сорта фото с названиями

-Уч . Все эти растения растут на одной территории, КАКОЙ?

( на доске пишу: ЛЕСА)

-Уч . У этих растений есть общее свойство, признак, КАКИЕ ОНИ?

( на доске пишу: ЯДОВИТЫЕ)

— 5. Сообщение темы урока.

Уч. Кто сообщит нам тему нашего урока?

ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ ЛЕСА (дети)

6. Выделение вредных свойств ядовитых растени й.

Уч . Если это ядовитые растения, то они хранят, ЧТО?

ВРЕД (опасность ) (дети)

(прикрепляю на доске ВРЕД: ) КАКОЙ?

Уч. Если это ядовитые растения, они приносят вред людям, то что надо сделать с такими растениями, как вы думаете? Может надо их уничтожить, вырубить?

НЕТ, т. к. они ПОЛЕЗНЫЕ (дети)

7. Выделение полезных свойств ядовитых растений .

Уч . Если эти растения полезны, то они приносят, ЧТО?

(прикрепляю на доске ПОЛЬЗУ: ) КАКУЮ?

…………. Отгоняют комаров, мелких насекомых

…………. лечат диких животных

………….. используются в медицине

8. Ознакомление с лечебными свойствами данных растений

Уч . Если эти растения полезны, то ими можно ЧТО ДЕЛАТЬ?

Уч . Дома вы готовили материал, может вы прочитали и о лекарственных свойствах этих растений?

(Учитель показывает коробочки с лекарственными растениями, особенно обратить внимание на ЛЕЧИТЬСЯ ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ВРАЧА.

9. Массаж активных точек

Уч. Ребята, представьте, а если мы пошли в лес ДЫХАТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ и попали в заросли багульника, ЧТО С НАМИ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ?

ЗАБОЛИТ ГОЛОВА (дети)

Уч. А как СНЯТЬ головную боль?

Массаж активных точек головы.

10. Работа по учебнику

Уч. Откройте учебник на стр. 115 и прочитайте названия других ядовитых растений….

— о каких растениях вы прочитали?

11. Домашнее задание

1.Стр. 115-116 учебник, прочитаете о ядовитых грибах.

2. Подготовить семейный рецепт с использованием данных растений;

3.Сочинить рассказ, сказку, стихотворение о растении над которым работали

IVэтап. Закрепление новых знаний

Уч. Ребята, как вы думаете, кроме этих растений с которыми мы с вами познакомились, есть ещё другие ядовитые растения?

Уч. На территории Российской Федерации произрастает около 400 видов ядовитых растений.

Уч. Давайте подумаем, по каким-то общим признакам мы сможем с вами определить ОПАСНО растение для нашего организма? Может оно ядовито?

1 . Определение опасности растений по внешним признакам

( работа в группе и параллельно такую же работу выполняет 1-2чел у доски по желанию )

Работа по карточкам

(каждой группе даётся карточка с признаками растений, ЗАДАНИЕ:

— выбрать те растения, которые по данным признакам могут принести Опасность человеку)

КАРТОЧКА: (в группу) 1-2чел у доски

1. Травянистое растение

2.Растение с резким запахом

3.Дерево со светлым стволом

4.На изломе веточки появился жёлтый сок

6.На листьях густой ворс

7.Растения растут, образовав густые заросли

8.На ветках растения шипы

9.Растение растёт возле речки

10.Растение с толстым стволом

2. проверка (работы в группе и у доски)

3. Составление памятки.

1.Уч. А чтобы не болела людям голова, чтобы не получили ожоги, ЧТО НАДО ЗНАТЬ?

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С РАСТЕНИЯМИ (дети)

I вариант: II вариант:

2.Работа в группе. Я раздаю готовые памятки

Записать по одному полезному правилу обращения с растениями, учитывая то, что могут быть и ядовитые растения.

Уч. Прикрепляю правила на доске = ПАМЯТКА

4. Работа с памяткой (резервное задание)

Уч. Ребята, чья работа вам на уроке понравилась?

Кого вы бы поблагодарили, сказали «Спасибо».

1.Багульник болотный — вечнозелёный, сильно пахнущий кустарник. Высота багульника — 50—120 см. Сверху листья темно-зеленые, блестящие, снизу буро-войлочные. Цветет багульник в мае — июне белыми колокольчатыми цветками. Белые цветки собраны в соцветия. Семена светло-жёлтые, очень мелкие.

2.Растёт багульник болотный в лесах на Дальнем Востоке, в Сибири и в наших местных лесах. Багульник болотный растёт в основном на моховых болотах, обычно образуя заросли.

3. Багульник болотный -Ядовитое растение, особенно листья. Багульник имеет резкий запах, вызывающий головную боль. Багульник может вызвать отравление при соприкосновении с кожей и слизистыми, при вдыхании запаха.

4. Все части багульника, кроме корней, содержат эфирное масло. Эфирное масло багульника испаряется и оседает на поверхности черники, голубики, которые растут под кустом или поблизости. Такие ягоды становятся ядовитыми.

5. Есть четыре вида багульника, но только один из них багульник болотный официально признан лекарственным растением. Листочки багульника помогают бороться с гриппом и простудными заболеваниями. Лекарства из багульника лечат желтуху. Мазь из масла багульника назначают для лечения ран, ожогов, она успокаивает также зуд кожи при укусах насекомых. Настойка из молодых побегов багульника помогает при обработке ссадин, мелких порезов и обморожений.

1.Пижма обыкновенная- многолетнее травянистое растение высотой до 100 см. соцветия растения напоминают гроздь рябиновых ягод и листья пижмы внешне похожи на листья рябинки, поэтому её называют ещё ДИКАЯ РЯБИНКА, отдельные цветочки напоминают пуговки, поэтому растение в народе ещё называют пуговочник. Листья сверху темно-зеленые, снизу серовато-зеленые. Цветки желтые, мелкие, соцветие. Плод — продолговатая ребристая семянка без хохолка, плоды созревают в августе—октябре.

Цветет растение с конца июня по август. Высушенные цветки долгое время сохраняют окраску, поэтому пижму ещё называют ТРАВОЙ БЕССМЕРТИЯ.

Читайте также:  С чем сочетается авокадо в салате

2. Пижма обыкновенная встречается в лесах, кустарниках, по берегам рек, по краям канав, у дорог по всей европейской части России, на севере Казахстана, в Западной Сибири. Пижму можно встретить в наших лесах, ещё она растёт возле нашей школы.

3 . Пижма ядовита, она относится к противопаразитным средствам. Во время исследований отмечено, что цветки и листья этого растения в течение 15 мин парализуют мух на 100% . В народе пижма довольно известна как средство против насекомых (мухи, блохи, клопы, моль). В больших количествах она вызывает отравление у животных; даже незначительное ее количество в сене придает молоку горький вкус.

4. В средней полосе России в прошлом травой пижмы обкладывали туши забитого скота для сохранения мяса. Листья пижмы заменяют корицу и мускатный орех и используются в консервации мяса.

5 . В медицине чаще используют цветки пижмы. Листья и цветки пижмы используют при головной боли, желтухе, вывихах и ранах. По старинным рецептам цветки пижмы применялись для лечения ячменя. Пижмой промывают гноящиеся раны, долго незаживающие раны, язвы, делают компрессы.

1. 1.Борщевик – гигантский многолетник, достигающий в высоту двух метров. Борщевик — высокорослое травянистое растение Оно известно с глубокой древности. Это растение морозо- и холодостойкое (под снегом выдерживает морозы до -40 градусов С), влаголюбивое, требовательное к влаге, растет на одном месте до 8-12 лет. Одно растение производит до 60-100 г семян, покрытых плотной кожурой. После цветения и плодоношения борщевик отмирает.

2. Учёные насчитывают около 40 видов борщевика, больше половины из них встречается на Кавказе. Борщевик даже заходит на Крайний Север за Полярный круг. В Западной Сибири широко распространён борщевик сибирский. Борщевик сибирский, ещё его называют пучка — двулетняя трава, распространена по всей Тюменской области. Борщевик сибирский можно встретить на полянах, в лесах, в зарослях кустарников, вдоль дорог, у жилья.

3. Сок борщевика содержит особые вещества, которые борщевик накапливает на ворсинках и листьях. На изломе стебли борщевика выделяют светло-желтую жидкость (с резким запахом эфирного масла), которая обладает сильной жгучестью.

При попадании сока на кожу возникает самый настоящий и иногда очень серьезный ожог. Обожженные участки кожи следует обильно промыть водой, желательно с добавлением небольшого количества соды.

  1. Если погода не солнечная, то растения и сок при контакте с кожей сначала никаких болевых ощущений не вызывают. Симптомы могут проявиться спустя несколько часов и даже суток. Если сок растения попал на кожу, необходимо побыстрее помыть ее водой с мылом и затем обязательно обратиться к врачу.
  1. . Молодые стебли, листья борщевика сибирского неядовитые . С давних времен в питание употребляются молодые стебли, листья, корневища борщевика.

Молодые побеги, стебли и листья в небольшом количестве кладут в салат, используют при солении, мариновании, сушении.

Стебли по вкусу напоминают огурцы, их используют сырыми в салат, а также вареными, жареными в масле с луком, солеными, маринованными. Борщевик — прекрасный медонос.

4. В лечебных целях используются корни и листья борщевика. Настой травы в сборе используется при зубной боли, как противовоспалительное, Свежие листья прикладывают наружно при ушибах, завернутые в марлю.

1.Вех ядовитый, или цикута . Многолетнее травянистое растение высотой 50 — 150 см. Корневище у него толстое, внутри полое, с перегородками. Белые цветки собраны в соцветия — зонтики. На срезе корневища выступают капли желтовато-оранжевой смолы. Цветет вех с июня до сентября.

2. Вех ядовитый в народе ещё называют омег ядовитый. Встречается он почти по всей стране на влажных и сырых лесных лугах, по болотам и даже в воде. Растение сильно ядовито, особенно корневище!

3 Вех — очень опасное ядовитое растение. Яд действует на мозг и может наступить даже смерть. От него чаще всего страдают дети, так как корневище веха сладкое и дети принимают его за сельдерей.

4. В русской медицине корни и корневища цикуты применяли наружно (в виде мазей, настоек) при некоторых кожных заболеваниях, ревматизме.

Поскольку вех ядовитый – одно из наиболее ядовитых растений, заниматься самолечением не стоит.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ядовитые растения леса Гиль Наталья Николаевна, учитель начальных классов МГ 2012 год

Смертельно ядовитые растения! Большинство цветущих весной лесных цветов являются ядовитыми. Будучи первыми цветущими растениями, они ярче выделяются среди других, поэтому считается, что их ядовитость является защитой от поедания.

Вороний глаз Имеет синевато-черную ягоду, напоминающую вороний глаз. Ядовито все растение, особенно корневище и ягода. Для самого растения ядовитые вещества имеют большое значе­ние. Они защищают растение от животных, которые могли бы съесть его стебли, листья, корни или семена.

Волчье лыко Все растение волчьего лыка ядовито, особенно плоды! При соприкосновении с влажной корой появляются волдыри и язвы. Одновременно наступает общее отравление организма. Очень сильный запах волчьего лыка иногда вызывает насморк, чихание и кашель

Ландыш Ландыш растет в лесу. Ядовито все растение, но особенно плоды – оранжевые или красные ягоды, их нельзя трогать, а тем более есть. Они ядовиты! Да и все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян — это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца. А вот лисы без вреда едят ягоды. Для них они являются глистогонным средством.

Читайте также:  Искусственная трава на стене в интерьере

Тис Вечнозеленое хвойное дерево или кустарник. Часто используется в декоративном садоводстве, отличается очень медленным ростом и поэтому хорошо поддаётся стрижке, но за внешней красотой тиса скрывается и опасность. И в иглах, и в косточках плодов содержится сильный опасный яд, способный быстро привести к остановке сердца

Багульник Вечнозеленый, сильно пахнущий, низкий кустарник. Листья у него продолговатые, кожистые с завернутыми вниз краями. Цветки белые. Ядовита надземная часть растения. При отравлении багульником проявляются: слабость, сонливость, тошнота, рвота, нарушение дыхания, удушье. Иногда отравление наступает у сборщиков ягод голубики растущей по соседству с багульником.

Борщевик В лесу можно встретить огромное, травянистое растение с крупными, белыми цветками и разлапистыми листьями. Это ядовитый борщевик. При попадании сока на кожу происходит воспаление, переходящее в сильный ожог. Помимо ожогов наблюдаются: озноб, головокружение, головная боль, появившиеся на коже пузырьки при вторичной инфекции могут развиться глубокие язвы.

Вех (цикута) Это травянистое растение немного напоминает петрушку. Мелкие белые цветки собраны в зонтик. Все части веха при растирании между пальцами выделяют запах, напоминающий запах сельдерея или петрушки. Корневище похоже на морковку, но именно эта часть растения самая опасная, так как здесь больше всего содержится яда.

Папоротник Папоротник собой крупное высотой от 40 до 100 см растение с перистыми листьями и толстым корневищем. Опасность представляет корневище папоротника.

Ядовитые растения леса 1 2 3 5 4 6 7 8

Викторина Какое растение носит название «глаза птицы»? Название какого ядовитого растения леса связано с названием зверя? Чаще всего получают отравление от этого растения сборщики ягод голубики. Нам запах свежести лесной Приносит позднею весной Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной. Это хвойное дерево очень любят озеленители, оно растёт медленно и легко поддаётся стрижке. Сок этого растения оставляет сильнейший ожог, который долго не проходит Какое растение помогает лисе избавиться от глистов?

Запомни! Прежде всего, следует хорошо знать, что можно собирать и есть только те растения, которые хорошо известны. Надо отучаться от привычки брать в рот первую попавшуюся ягоду, травинку, сдирать кору с прутьев.

Запомни! Если же случилась беда, надо действовать быстро и решительно. Попытаться вызвать рвоту и, если позволят условия, промыть желудок. Для этого выпейте несколько стаканов тёплой воды с добавлением в каждый стакан 1 -2 чайных ложек соли. При отсутствии рвоты её следует вызвать искусственным путём, надавливая черенком ложки или двумя пальцами на корень языка. Это очищение надо повторять несколько раз И конечно, как можно скорее обратиться за помощью в медицинское учреждение.

Предлагаю вниманию коллег презентацию по окружающему миру "Ядовитые растения ". Авторскую разработку можно использовать на уроках окружающего мира в 1-2 классе , во внеклассной работе. Презентация знакомит с наиболее распространёнными видами ядовитых растений, которые растут в наших лесах . Ребята могут рассмотреть листья и плоды каждого ядовитого растения, запомнить, как выглядит растение, которое угрожает здоровью человека . Материал направлен на развитие познавательной деятельности учащихся, расширение кругозора. Буду рада, если материал будет востребован и поможет коллегам сэкономить время при подготовки к уроку.

  • Гиль Наталья НиколаевнаНаписать 18423 18.11.2014

Номер материала: 127257

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок".

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте "Инфоурок"!

    18.11.2014 732
    18.11.2014 1560
    18.11.2014 2438
    18.11.2014 2820
    18.11.2014 3434
    18.11.2014 684
    18.11.2014 509

Не нашли то что искали?

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Оцените статью
Добавить комментарий