Никандрова пустынь псковская область отец спиридон

На главную Проза Беседы с духовенством и размышления Игумен Спиридон, наместник Никандровой пустыни

Древнее монашество первых веков христианства начиналось с пустынножительства. Собственно, первым монахом стал по образу жизни Креститель Господа нашего Иисуса Христа – Иоанн Предтеча, живший в Иудейской пустыне. В русском языке безлюдным местом, некоей параллелью пустыне стали дремучие леса, болота, острова – русская пУстынь. Что такое монашеское пустынножительство современный человек плохо представляет и не понимает. Зачем уходить от людей, почему надо претерпевать мучения и физические, и духовные в одиночестве? Зачем нужно молиться в безлюдье, если можно это делать в храме? Но в совершенном одиночестве голос Бога более слышен, и ценой лишений и духовной борьбы, происходит непосредственное молитвенное общение с Богом.

Преподобный Никандр — единственный из псковских святых закончил свою физическую жизнь в пустыни, в порховских лесах, и еще при своей жизни указал, где взять храмовую икону и построить сам храм. Благовещенская церковь была построена на месте погребения святого, а пустынь превратилась в богатейший монастырь, полностью разрушенный большевиками в 20-е годы XX столетия, были утрачены и святые мощи преподобного. Когда мы там были в середине девяностых годов, помню восстановленную деревянную часовню, настил перед ней, на котором игумен Павел (Кравец) служил первую литургию: праздновалась память святого. Это был октябрь, и отец игумен призвал молящихся к «веселому терпению» — уже был легкий морозец, а народ молился «на свежем воздухе». Помню, какое-то тепло подхватывало меня, и за три часа литургии и молебна Никандру-пустынножителю никакого холода не почувствовала. Счастье было пережито большое.

Приехав через несколько лет в эти порховские края, пустынь не узнала: высились два прекрасных рубленных деревянных храма, названных по благословению нашего Владыки Евсевия во имя святых Царственных мучеников и образа Божией Матери «Взыскание погибших», на месте разбитого огромного Благовещенского храма аккуратно лежали кирпичи для стройки. Подумала про себя, как же восстанавливать храм, если монахов нет и десяти, трудников маловато. но Господу всё возможно, и уже воздвигнуты колокола на восстановленный Благовещенский храм. Слава Богу! А тогда, в 2006 году 7 октября в день памяти преподобного Никандра еще лежали эти кирпичи на будущей стройплощадке, и мы разговаривали с наместником монастыря игуменом Спиридоном (Иващенко). С монахом сильно не разговоришься, да и вопросы наши были простые, как и ответы игумена.

— Отец Спиридон, наши псковские святые, преподобные похожи своим смирением, кротостью, чудотворением, но они – разные. А какой он — преподобный Никандр?

— Во-первых, он пустынножитель, простой монах. И если в его душе созрело желание уйти в пустынное место, это тоже подражание древнему пустынножительству. Монастыри фактически начинались с пустынножительства: буквально уходили в пустыню первые монахи Антоний Великий и Макарий Египетский. В душе каждого монаха, который стремится к совершенству, рано или поздно созревает желание уединения для молитвенного общения с Богом. Но для этого надо смирение и готовность к такому образу жизни, а жить в полном одиночестве не каждый готов. Эту готовность обычно проверяли старцы, духовники, которые определяли и видели: посильно это жительство иноку или нет, и благословляли. Монах уходил, и не безрезультатно: под конец жизни люди его узнавали и сразу получали результат своих просьб в молитвах пустынножителя.
Еще в атеистическое время в справочниках по аномальным зонам Никандрова пустынь числилась в ряду самых известных на земном шаре, о которой говорили, что здесь хрономиражи и время идет по-другому. И неспроста это. В советское время люди, когда приезжали на праздник Никандра и просто ночевали здесь, молились в лесу, видели Преподобного: он обходил монастырь с крестом и благословлял. А по-научному это называли тогда хрономиражи. Для нас, верующих, еще одно доказательство молитвенного подвига Преподобного.

— Результат пустынножительства – появление мощной духовной силы?

— Господь дает пустынникам и дар прозорливости, и дар чудотворения и, достигнув такого совершенства, человек может принести намного больше пользы и обществу, и страждущим.

— А у Вас был совершенно осознанный выбор, Вы так и шли к цели – монашеству?

— Да. У меня родители верующие. Мать пошла в школу, помню, и сказала: «В пионеры вступать не будет — и все». В комсомол я уже сам осознанно не вступал. Служил в строительных частях, штукатурил, и сейчас приходится показывать нашим работникам, что и как делать. Год служил в Узбексистане, год — под Москвой. У нас многие батюшки служили в строительных частях, у кого не спросим – служили в стройбате. Но армией я, в общем-то, доволен. Там отношения во многом складываются от того, как себя поведешь, как относишься к окружающим. Если ты молодой — тебе нужно смиряться, если ты слишком заносчив – тебя будут смирять, поэтому надо знать свое место, что можно, а что нельзя.

— Разные есть люди, отец Спиридон, и кто-то может сказать о монахах: им хорошо, они взяли и ушли, а мы тут в миру остались. Им и посты легче исполнять — нет рядом холодильника, и молиться легче — ничто не отвлекает, нет телевизора и т.п. Так ли это? Что же в пустыни на самом деле?

— Есть и физические трудности, но идет еще сильная духовная борьба, мысленная. А зачастую она переходила в борьбу с реальными явлениями: привидения устрашали. Но здесь так: на какую-то ступеньку всходишь — уже чувствуешь потребность дальше идти.

— Когда Вы были пострижены?

— В 1988 году, постриг принял в Псково-Печерском монастыре и там подвизался четырнадцать лет.

— Понятно, что все делается в этом мире Промыслом Божиим, но вот возрождать самому монастырь – это можно определить как великое счастье?

— Конечно, это Промысл Божий, и у нас все делается по благословению чиноначалия. Владыка присмотрел меня в Печерах и послал сюда.

— Просто вот так увидел? Отметил взглядом?

Читайте также:  Виноград полковник гф павловского

— Да, но я у него на глазах был, потому что был ризничим. И, конечно, подготовка к праздникам, когда приезжает наш Владыка, а ризничий отвечает за все храмы материально и готовит все к богослужению.

— Ваше послушание – монастырская ризница в Псково-Печерском монастыре? Там же был известный ризничий отец Серафим (Розенберг).

— Да, я у него все и перенимал.

— Вы его застали, отец Спиридон? А что же можно вспомнить о легендарном ризничем?

— Все хорошее можно вспомнить. Он был очень трудолюбивый, старой традиции – у него ничего не пропадало, все было на своем месте. Сам он ходил всегда в заплатанной одежде.

— А с какого времени, отец Спиридон, возрождается Никандрова обитель, появились монахи?

— Владыка благословил с 2000 года, но почитание этого места было всегда, приезжали православные поклониться преподобному Никандру, и благочинный наш отец Павел (+ 2010 г.) здесь служил литургии в день преподобного Никандра, 7 октября. А я тут всего три года, были до меня иноки, и до нас расчистили территорию от леса. Все заросло, деревья огромные. Солдаты помогали из Псковской десантной дивизии, приобретали у нас опыт выживания.

— Сейчас Бог так помогает, что прямо на глазах поднимаются из праха разрушенные монастыри, но на это нужны деньги, чтобы покупать лес, нанимать рабочих, не все же во Славу Божию трудятся?

— Постоянных жертвователей у нас нет, самый крупный жертвователь – Владыка, он нам дает средства, а понемножку все помогают.

— За пять лет построили два храма в обители.

— Да, быстро построили, строили местные порховские плотники. Стараются. И лес наш, выписываем тут же.

— Почему, отец Спиридон, такой выбор в названии храмов – в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и во имя Царственных мучеников?
— Это решение Владыки, и оно не без основания, потому что в наше время самая актуальная тема – народ погибает. Погибает от пороков, от наркотиков, от алкоголя. И само название – Взыскание погибших — говорит, что Матерь Божия готова помогать всем, кто теряет надежду на перемену своей жизни. У многих сейчас в душе есть такое чувство: я сам не справляюсь, а Царственные мученики – наши покровители, покровители России. На них закончилась одна эпоха и началась новая.

— Да и на Псковской земле Царь с семьей начали свой крестный путь. А Вы никогда не думали, как такое великое собрание преподобных пустынножителей на Псковской земле появилось, откуда это явление: Ефросин Спасоелеазаровский, Савва Крыпецкий, Серапион Изборский, Онуфрий Мальской, Илларион Псковоозерный, Досифей Верхнеостровский и др. Откуда такие мощные молитвенники, сильнейшие духом люди?

— Действительно в XYI-XYII веках был духовный подъем. И, я считаю, что, когда святой Димитрий Ростовский написал «Жития святых», потом был большой скачок в духовной жизни. И сейчас «Жития святых» очень положительно влияют на детское восприятие. Я себя помню, читал «Жития» — и тут же появлялось желание подражать. Читаешь житие монаха-пустынника и хочется уйти в монастырь. Но в мое время я и не знал, что монастыри были, в России всего тогда осталось три монастыря, а когда отслужил в армии, и был при храме, узнал, что есть Троице-Сергиева Лавра, в Печерах есть монастырь, вот и поехал в Псково-Печерский монастырь.

— Сколько братии в Никандровом монастыре?

— Постоянно живет человек пять. Трудников больше, более двадцати.

— А мощи преподобного Никандра не ищете?

— На это есть благословение нашего Владыки. На самом деле, существует несколько рассказов о том, где предположительно могут находиться святые мощи. Одна из версий – в ближайшей деревне был храм, но он сгорел в войну, мы там искали, но не нашли пока. Видно время не пришло, чтобы их обрести. Есть предположение, что по традиции Крыпецкого монастыря, где мощи прп. Саввы Крыпецкого находятся «под спудом», также и у нас: мощи под спудом, а сверху стояла рака и икона с частицей мощей в Благовещенском храме, но храм разрушен.

— У Вас новые кирпичи лежат на месте Благовещенского храма, и какие впереди задачи?

— Владыка благословил восстанавливать монастырь, и мы потихоньку движемся. Руины являются памятником архитектуры, но государство благосклонно относится к тому, чтобы восстановить памятник. Нам приходится самим готовить проекты охранных зон, утверждать, готовить генплан монастыря, подходим к изготовлению проекта восстановления Благовещенского собора, но надо расчистить руины, чтобы сделать замеры.

— Значит, отец Спиридон, у Вас впереди возрождение Благовещенского храма?

— Да, мы на него уже подавали бюджетные заявки в Министерство культуры. При архимандрите Геннадии, который был приближен ко двору Императора Павла I, монастырь переживал расцвет. И у архимандрита были проекты расширения храма, потому что на праздник преподобного Никандра сюда съезжались от 15 до 20 тысяч верующих. И собор, который был к середине XYII века, расширялся несколько раз, был такой «расплюснутый», с двумя приделами. Территория храма большая, а архитектурно он выглядел не очень гармонично. И архимандрит Геннадий хотел его снести и построить что-то по типу Императорского храма.

-Часы с монастырской колокольни, которые сейчас идут на Доме Советов, у Вас есть желание попросить их обратно?

— Как Владыка благословит. Вот будет колокольня воссоздаваться, а сейчас такой необходимости нет.

— Отец Спиридон, что можно пожелать сейчас нашему народу в праздник обители нашего преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца?

— Бога не забывать. Народ стремится за счастьем, а счастье на самом деле не в материальном благополучии — душа наша должна общаться с Богом. Хватит уже, попробовали этих удовольствий в кавычках, пусть люди пытаются заходить в храм, молиться. Пусть даже свечу только поставить, но так часто бывает: поставил человек свечку и почувствовал на душе облегчение. Слава Богу!

Сейчас усердием братии и трудников в Никандровой пустыне восстановлен Благовещенский собор, построены храмы, келии, крепко сделаны срубы на святых колодцах преподобного Александра Свирского – святой часто являлся преподобному Никандру, укрепляя его в пустынножительстве. Есть колодец, где можно омыть святой водой глаза для их исправления, есть колодец самого преподобного Никандра, и колодец святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, причем, один замерзает зимой, а другой — нет. На территории обители пять святых источников, и тянется ручеек православных поклониться подвигу пустынножительства, укрепиться в вере и получить исцеление от недугов, телесных и духовных: «Господи, исцели душу мою, яко прибегну к Тебе».

Читайте также:  Эпин стимулятор роста растений применение

©2007—2019 Храм св. Василия Великого (на Горке) город Псков. Контакты


Беседа с наместником Никандровой пустыни …


АРХИМАНДРИТ Спиридон

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь находится в 37 км от города Порхова и в 70 от Пскова. Этот почитаемый верующими монастырь Псковщины возник в XVI веке на месте подвигов преподобного Никандра Пустынножителя. Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи — Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко) с вопросами не только о Царской церкви, но и о духовных проблемах современного мира.

— Батюшка, очень отрадно видеть возрождающуюся древнюю обитель, в которой построен храм в честь святой Царской Семьи. Будто некая связь времен. Расскажите, пожалуйста, о нем.

— Милостью Божией к строительству Царского храма приступили в 2003 году по благословению владыки Евсевия. Он как раз перед этим присутствовал на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и был одним из инициаторов прославления святых Царственных Мучеников. Незадолго до этого меня назначили сюда служить. И благодарю Бога, что сподобил и меня, недостойного, принять участие в строительстве этого чудесного храма. Церковь простая, рубленая, но в ней служить всегда как-то особенно приятно. Ведь крестный путь святой Царской Семьи начался именно отсюда — с Псковской земли.

— А в чем важность их подвига для нас сегодня?

— Это пример верности Богу и своему народу. Ведь святой Царь Николай II мог бы вместе с Семьей бежать за границу и там спасти себе жизнь, но при этом покинуть свой народ. Но он любил народ и потому служил ему до конца дней. И если даже поверхностно посмотреть на всю ситуацию, то нельзя не ужаснуться, что в нашей Русской истории есть такое страшное злодеяние — убийство Императора, его супруги, детей. Разве это не преступление? И жестокая революция, установившая новую власть, восставшую против Бога, и гонения на Церковь. Одним словом, хотим мы этого или нет, но должны достойно осмыслить и понять, что Русский народ, к великому сожалению (как и тогда, так и сейчас!), не немножко даже, а серьезно отошел от Бога и Его Помазанника.

В результате — утрачена связь с Самим Богом. А ведь православный человек всегда должен ходить пред Богом: осознавать Его присутствие и Его великий Промысл во всем. А каким образом можно ходить пред Богом? — Стараться исполнять заповеданное Им. И быть в послушании у Бога и Его Помазанника. К сожалению, отступление произошло, и это прискорбно.

— Вы сказали «и сейчас». Т. е. тогда отступили и до сих пор так?

— Да, и тогда, и сейчас, в период 100-летнего осмысления, которое еще не завершено в полной мере. Не многие осознают и теперь, что произошло. А ведь без этого осознания, без покаяния невозможно возрождение России как Великой Святой Руси. Осмыслило случившееся лишь малое число православных. Даже среди тех, кто регулярно посещает храм, в основном нет понимания.

— А что необходимо понять?

— Некогда святой Предтеча Спасов Иоанн Креститель пострадал. Пострадал за то, что обличил нарушителя заповеди Божией. Он смело говорил царю Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего(Мк. 6, 18). Но тот предпочитал свою похоть выше заповеди Господней и, по научению блудницы, велел казнить святого Предтечу, отрубив ему главу. Так пострадал за правду святой Иоанн Креститель.

Фактически и Русские князья Борис и Глеб пострадали за заповеди Божии. Они не стали мстить, а призвали к миру: сложить оружие, чтобы не допустить кровопролития, братоубийственной войны. И святой Император Николай пошел таким же путем. Он не эмигрировал, а остался со своим народом. Не желал кровопролития, но призывал к мирному урегулированию — старался предотвратить гражданскую войну. В этом его истинный христианский подвиг. Он умер ради того, чтобы жили другие. А ведь нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). И хотя гражданская война все равно началась, но это случилось не по вине святого Императора Николая. Царь был настоящим христианином. На фоне прочих правителей (современных и прошлого времени) он — один из самых благочестивых.

Вообще, надо понимать, что задача праведного правителя — помогать Церкви вести людей к Богу. Не только создать благоприятные социально-экономические условия, но обезпечить народу возможность спасать свои души. А святой Государь Николай II как раз об этом и усердствовал.

Храм святых Царственных Мучеников в обители

— Да, эта забота отца — Царя-Батюшки — сегодня во многом легла на плечи священства, в том числе и Ваши. На что особенно необходимо обращать внимание на пути ко спасению души?

— Евангельские заповеди никто не отменял, они — на все времена. Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13, 8). Поэтому борьба с грехом уместна в любое время. Как говорили подвижники и Святые Отцы, крест у каждого свой. Спасение — в безропотном несении трудностей и лишений нашей земной жизни, каких-то скорбей, болезней; в добросовестном добывании куска хлеба, что тоже является крестоношением. И, конечно же, в борьбе со страстями, которые у каждого свои.

— А с чего лучше начать?

— Надо начинать с невидимой духовной брани с тем, с чем явно в себе, в своей жизни мы не должны мириться. А потом уже сможем понимать современную ситуацию, тенденции времени, например, распространения электронных технологий, и насколько все это влияет на умы и сердца людей. А они действительно влияют. Необходимо хранить чувства: зрение, слух. А просмотр телевизора человека от реальности отбивает, и интернет увлекает. И хотя пока это не касается прямого отречения от веры, все же лучше от всего такого уклоняться.

Читайте также:  Семена крапивы лечебные свойства

К сожалению, многие переключаются сегодня на внешнее, при этом оставляют главное — внутреннюю брань со своими страстями. И получается, что им это, внешнее, не на пользу. Самая большая проблема в том, что все эти технические новшества и у молодых людей, и у взрослых разрушают душевный мир. Человек, «побыв» в компьютере или смартфоне часа два, не может сразу молиться. Даже афонские старцы говорили: поколение, которое много смотрело телевизор, не способно к созерцательной молитве. Понятно, что до нее вообще редко кто доходит — но если кто-то и преуспевал раньше на Афоне в Иисусовой молитве, то это были те, кто рос без телевизора и компьютера. Вот такая ситуация.

— А как быть тем, кто, стараясь не следовать тенденциям времени, становится белой вороной?

В терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21, 19). Если желаем спасения, то будем иметь скорби и даже гонения, как предупреждал нас об этом Сам Господь наш Иисус Христос. Потому постараемся не обращать внимания на упреки, поругания за веру. А попытаемся научиться за все благодарить Бога. Тогда во всем всегда будем благоразумны и мирны духом. Помогай нам всем Господь!

Беседовал Роман Чудов

Источник: газета «Православный Крест», № 18 (210) (от 15 сентября)

Монастырь
Никандрова пустынь

Дореволюционная фотография
57°48′58″ с. ш. 29°17′11″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Местоположение Порховский район, Псковская область
Конфессия Православие
Епархия Псковская и Великолукская епархия
Тип мужской
Первое упоминание 1598 год
Дата упразднения 1928 год
Известные насельники Никандр Псковский
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 601520393800005 (ЕГРОКН )
Состояние Монастырь епархиального подчинения
Сайт nikandrova-pustyn.ru
Медиафайлы на Викискладе

Свято-Благовещенская Никандрова пустынь — православный монастырь в честь преподобного Никандра пустынножителя, расположенный в Псковской области (в 37 км от Порхова, на реке Демьянке и в 70 километрах к северо-востоку от Пскова).

Содержание

История [ править | править код ]

Монастырь основан в 1584 году на месте подвига преподобного Никандра, в крещении Никона (1507—1581), где он провёл в молитве почти полвека.

Спустя два с половиной года после кончины Никандра в хижине при его гробе поселился некий мирянин, впоследствии принявший постриг с именем Исаиа. Новгородский архиепископ Александр рукоположил Исаию в иеромонаха, а затем посвятил в игумена новой обители. Монастырь назвали Никандровой пустынью.

Самым древним упоминанием монастыря считается «обельная» грамота царя Феодора Иоанновича, датированная декабрём 7106 (1598) года, адресованная первому игумену пустыни Исаие, которая освобождала монастырь от земельных податей, закрепляя за ним земли «в Порховском уезде в Михайловском погосте».

В 1665 году поляки разорили обитель, монахов побили и удержали на год в плену игумена.

31 марта 1673 года деревянная пустынь почти полностью сгорела.

Благодаря подаяниям в обители вместо деревянных церквей были устроены уже каменные. Монастырь расширился.

29 июня 1687 года по просьбе игумана Евфимия с братией по приказу Патриарха Иоакима совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Постановлено было праздновать память преподобного Никандра в день храмового праздника Благовещения Богородицы и в день его преставления 24 сентября. В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения его мощей.

В 1764 года монастырь поставлен был в степень безокладной заштатной пустыни, и лишился 390 крестьянских душ и многочисленных земельных владений.

При начавшемся в 1781 году размежевании Псковской губернии, монастырю удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царём Алексеем Михайловичем вокруг монастыря на пять вёрст.

В 1800 году пустынь причислена к капитулу Ордена Святого Иоанна Иерусалимского с ежегодным пенсионом в две тысячи рублей (выплачивался и по кончине императора Павла Петровича); стала ставропигиальной, в непосредственном подчинении Синода. Однако в 1808 году Святейший Синод видя, что с момента передачи ему монастыря он только «обременён разбирательством мелочных ссор и неприятностей между настоятелем и монашествующими; а принимаемые меры не привели ни к чему», попросил императора о возвращении пустынь в епархиальное ведомство, что и было утверждено высочайшим указом от 7 августа [1] .

Своего расцвета Никандрова пустынь достигла во времена архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870). В 1855 года при архимандрите Игнатии установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного Никандра.

9 ноября 1928 года принято решение об окончательном закрытии монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы на слом 13-й лёгкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, и были использованы для строительства военного городка.

В 1942−1943 годах, в условиях немецко-фашистской оккупации, были начаты работы по восстановлению пустыни [2] , но после изгнания оккупантов советская власть пресекла эту инициативу.

Возрождение обители [ править | править код ]

Обитель начала возрождаться в 2000 году. В 2001 года создан попечительский совет возрождающегося монастыря.

В 2002 года у ворот воздвигнута и освящена первая церковь — деревянная в честь иконы Богоматери «Взыскание погибших».

В сентябре 2003 года наместником пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко).

В 2005 году построена и освящена часовня над источником во имя преподобного Александра Свирского. 28 мая 2005 года совершен под началом архиепископа Евсевия крестный ход в память 150-летия установления крестного хода из пустыни в Порхов.

7 октября 2010 года торжественно освящён каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (заложен в 2007 году).

Постройки [ править | править код ]

  • Благовещенский собор (освящен 7 октября 2010 г.). Действующий. [3]
  • Церковь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (деревянная). Действующая.
  • Церковь Царственных мучеников (деревянная). Действующая.

Святые источники [ править | править код ]

На территории монастыря расположены святые источники во имя Апостолов Петра и Павла, преподобного Александра Свирского, преподобного Никандра пустынножителя и источник Иконы Казанской Божией Матери (называемый в народе «глазной» источник).

Оцените статью
Добавить комментарий