Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются

Огород

Обучающие задачи:

  • сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.

Цели:

Проверить знание состава почвы, ее видах.

Познакомить с понятием “природное сообщество”

Оборудование: компьютеры, плакат (см. в презентации), карточки для индивидуальной и парной работы, кроссворд, тест, ребусы, рабочая тетрадь ч. 1 А. А. Плешакова и учебник 1 часть.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

На экране слайд (Ежик приглашает) (слова читает ученик в маске ежика): (Приложение)

Хочу пригласить вас сегодня в лес
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны, будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.

2. Актуализация знаний

Беседа

– О чем говорили на предыдущем уроке?

Практическая работа:

Разноуровневые задания по выбору детей

(Задания по очереди высвечиваются на экране)

Дети выбирают уровень задания и форму выполнения.

1 уровень. Работа в тетради ч. 1 с. 43 “Земля-кормилица (для индив. работы),

2 уровень. Карточка №1 Заполни схему “Состав почвы” (для индив. работы),

3 уровень. Карточка №2 “Найди ошибки в тексте” (для парной работы),

4 уровень. Работа с тестом “Земля-кормилица” (для инд. работы за компьютером)

5 уровень. Карточка №3 Решение экологической задачи (для парной работы)

Карточка №1

Заполните схему “Состав почвы”

Заполненная карточка №1

“Состав почвы”

Карточка №2

Найди 6 ошибок в тексте:

Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают подзолистые почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Карточка №2 с найденными 6 ошибками:

Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают серые лесные почвы. Почвы нуждаются в охране.

Тест “Земля-кормилица” (почвы)

1. Черноземные почвы преобладают…

а) в тундре; б) в лесной зоне;
в) в степях; г) в пустынях.

2. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…

а) вода; б) воздух;
в) соли; г) камни.

3. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…

а) перегной; б) ил;
в) глина; г) песок.

4. В состав почвы входят…

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) поваренная соль, глина, вода, воздух, песок;

в) соли, гумус, глина, песок, вода, воздух.

5. Для защиты почвы на полях необходимо…

а) перепахивать , удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения;

в) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты.

6. Один сантиметр почвы в природе образуется за…

а) 10-15 лет; б) 100-120 лет;
в) 1-2 года; г) 250-300лет.

7. Какое из высказываний верно?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

Решение теста “Земля-кормилица” (почвы):

1. в) 3. а) 5. б) 7. а)
2. в) 4. в) 6. г)
Карточка №3

Реши экологическую задачу

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию.

К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет).

Чем объяснить такую разницу?

Вывод о составе почвы и ее значении.

Результаты работ проговариваем, находим общее и различное

– Почему люди называют землю “кормилицей”?

3. Новый материал на экране слайд (постановка учебной задачи для детей)

Тема урока

Лес не только для нашей забавы.
В нем – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут!

– О чем будем говорить на уроке?

– Как понимаете последние слова?

На экране-слайд. Схема-опора “Смешанный лес”.

На фоне голосов птиц звучат слова Н. Никитина:

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.

Беседа:

– Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить?

(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх)

– Чем является лес для живых организмов?

(Для живых организмов лес является домом)

– А какой это дом? (большой, многоэтажный)

– Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия.

– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения:

деревья, кустарники, травы.

Работа с толковым словарем.

Найдите значения незнакомых слов

Работа в тетрадях №1 (работа в группах для закрепления)

– Заполните таблицу 2-3 примерами ярусы леса

Работа по теме. Беседа.

– Легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу)

– Почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве)

-Чем для животных является лес? (Домом, находят пищу)

Читайте также:  Рождественник цветок уход в домашних условиях

– Какие животные встречаются в нашем крае? Где они живут?

Вывод. Каждое животное имеет свое место обитания

Работа в четверках

Дети отгадывают ребусы о соболе, ястребе и др.

– Составьте цепи питания с этими обитателями леса

(Результаты выносят на доску)

– Могут ли животные жить без растений, а растения без животных?

Загадка о грибах

На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)

Ходят в рыженьких беретах –
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются… (лисички).

А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)

– Какие еще грибы знаете?

(На экране различные виды грибов)

– Какие грибы узнали?

– Нужны лесу грибы? Ответ на вопрос можно найти в уч. на стр. 179 в статье

“Нужны ли лесу грибы?”

Чтение текста учебника.

Вывод: Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество.

4. Экологическая страничка.

Слайд на экране с изображением ежика:

Помогите! Помогите!
Я сейчас на дереве увидел жука-короеда.
Вред или пользу приносят короеды лесу?
Надо их уничтожать?

Насекомые просят защиты!

Сообщения детей из “Красной книги” о насекомых и их значении для деревьев, растений.

Физминутка “У оленя дом большой”.

Слайд на экране с изображением ежика:

Беда! Беда!
Березка плачет!
Можно ли ей помочь?

Обсуждение детьми содержания этого слайда.

Слайд на экране с изображением совы:

Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной или пластилином.
Ранку следует забинтовать

5. Рефлексия

– Работа над кроссвордом “Берегите лес!” (Индивидуальная работа)

Впишите по вертикали ответы на вопросы.

Прочтите, что написано в выделенных клетках.

  1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой.
  2. Дерево, которое является символом нашей Родины.
  3. Насекомое – санитар леса.
  4. Цветок, который появляется ранней весной на проталинах.
  5. Птица, прилетающая в город из леса зимой.
  6. Дерево, плодами которого зимой питаются птицы.
  7. Птица-санитар леса
  8. Весенний певец.
  9. Цветок, занесенный в “Красную книгу” природы.
    Распускается весной на опушках леса.
  10. Рыжая шалунья по деревьям скачет.
  11. Хвойное дерево с длинными иголками.

Ответы на вопросы кроссворда:

Вывод “Берегите лес” в выделенной строке кроссворда

Беседа

– Как можно помочь природе?

-ь Что чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе?

Слайд на экране с изображением совы:

Знаете ли вы ,
что сбор макулатуры сохраняет лес?
60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели

Вывод урока делают дети, затем появляются на слайде слова Куняева.

Не губи последнего болота!
Загнанного волка пощади,
Чтобы на Земле осталось что-то
Отчего щемит в моей груди!

– О чем хотел сказать автор строк?

6. Домашнее задание

Приготовить сообщение или выполнить практическую работу (по выбору детей)

– Насекомые просят защиты.

– Растения просят о помощи.

“Зеленая аптека” может закрыться.

– Птицы, прилетайте! (К данному заданию выдается памятка)

Как сделать домик для птиц (Приложение №1)

Берите для домика доски толщиной около 2 см. Фанера не годится. Ту сторону досок, которая будет внутри домика, строгать не надо. Иначе птицам трудно будет выбираться из домика.

Сколачивая домик, сначала прибивайте к дну боковые стенки, а потом накладывайте и прибивайте переднюю и заднюю стенки, затем надевайте крышку. Не оставляйте в домике щелей.

Вход в домик называют летком. Никаких палочек под летком прибивать не надо.

Взрослые помогут повесить домик в подходящем месте.

Разместите его на высоте 3-5 метров. Прибивать домик к дереву гвоздями нельзя. Домик привязывают проволокой или укрепляют на планке в развилке дерева

Компьютерная презентация составлена по материалам Тихомировой.

Просмотр содержимого документа
«Тест "Земля-кормилица"»

1. Характерными почвами нашего края являются …

  • а) чернозёмы
  • б) подзолистые почвы
  • в) тундровые почвы

2. Чернозёмные почвы преобладают …

  • а) в тундре
  • б) в лесной зоне
  • в) в степях
  • г) в пустынях

3. Плодородие почвы зависит от количества …

  • а) песка
  • б) перегноя
  • в) глины
  • г) солей

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются …

  • а) вода
  • б) воздух
  • в) камни
  • г) соли

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется …

  • а) песок
  • б) глина
  • в) перегной
  • г) ил

6. В состав почвы входят …

  • а) углекислый газ, известняк, воздух, вода
  • б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли
  • в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

7. Для защиты почвы на полях необходимо …

  • а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных
  • б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты
  • в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать,
  • г) умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за …

  • а) 100-150 лет
  • б) 5-10 лет
  • в) 250-300 лет
  • г) 1-2 года

9. Какое из высказываний верно?

  • а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие
  • б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность
  • в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром
Читайте также:  Букеты из хризантем своими руками мастер класс

  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9
  • Б В Б Г В Б В В Б

Урок даёт представление учащимся о лесе как природном сообществе, разнообразии лесных обитателей и их взаимосвязи, знакомит с ярусами леса.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4 классе "Жизнь леса"»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема. ЖИЗНЬ ЛЕСА.

1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е: тесты по теме «Почва»; индивидуальные карточки; карточки для работы с таблицей «Деревья, кустарники, травянистые» и схемой «Цепи питания»; рисунки «Лес»; записи голосов птиц; схемы грибов; электронная презентация, карточки для рефлексии.

Тип урока: комбинированный

-Проверка готовности учащихся к уроку.

– Какое у вас сегодня настроение?

– Как узнать о настроении человека? (по мимике, жестам).

– Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение. (Дети изображают)

– Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!

II. Проверка домашнего задания.

-Проверим домашнее задание.

– Как называлась тема домашнего раздела? (Земля-кормилица. Почвы).

– Приведите примеры различных типов почв.

– Какая почва самая плодородная?

– Какие почвы в нашем крае?

– Из чего состоит почва?

– Почему нужно бережно относиться к почвам?

– Как нужно охранять почвы?

Тест «Земля-кормилица. Почвы»

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы; в) подзолистые почвы;

б) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре; в) лесной зоне;

б) степях; г) пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка; в) перегноя;

б) глины; г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода; в) воздух;

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок; в) глина;

б) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.

9. Один сантиметр почвы в природе образуется:

а) за 100–150 лет; в) 5–10 лет;

б) 250–300 лет; г) 1–2 года.

В это время два ученика выполняют задание на индивидуальных карточках.

— Найдите ошибки в тексте.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

— Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.

Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растении. (Песок.)

Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

Это живые организмы, под действием которых из остатков растении образуется перегной. (Микробы.)

Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

Проверка тестов, индивидуальных карточек.

О т в е т ы: 1(а), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в) (ответы на доске, взаимопроверка).

III. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности. (слайд 1.)

Мы пойдем сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Учитель. Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса.

На доске открывается тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

IV. Работа над новым материалом.

Послушайте «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес». (слайд 2.)

Звучит запись голосов птиц. Учитель читает сказку.

Сказка о художнике, который решил нарисовать лес

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал Старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос Старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Читайте также:  Как правильно делать вино в домашних условиях

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал Лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

Учитель. Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? (слайд 3.)

Ученики. Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Учитель. Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

2) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

3) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

Ученики. Деревья, кустарники, травы.

Учитель. Что растет на самой земле?

Ученики. Лишайники и мхи.

Учитель показывает схему «Ярусы леса». (слайд 4.). (слайд 5.)

-Назовите растения леса. (слайд 7.)

Учитель предлагает заполнить таблицу:

– Назовите животных леса. (слайд 6.)

Учитель открывает схемы на доске.

Дуб – жуки-короеды – кукушки – орлы

Учитель. Что обозначают стрелки?

Ученики. Это цепи питания.

Учитель. Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?

Ученики. В лесу животные находят пищу.

Учитель. Назовите цепи питания (цепочкой). Давайте рассмотрим цепи питания:

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

Ученики. Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.

Учитель. Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. Приведите примеры.

Ученики. Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.

Учитель. В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

Учитель. Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).

1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их… (Опята).

2. А это – красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке – горошки. (Мухомор.)

3. Серенькие шапки,

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовики.)

4. Растут в лесу сестрички.

5. У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Не бери ты их с полянки,

Учитель. Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.

Учитель. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?

Ученики. Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.

Учитель. Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?

Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 168 учебника.

Ученики. Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.

– Рассмотрите презентацию. Какая почва преобладает в лесах хвойных, лиственных? (слайд 9.)

– Какое значение имеет лес для людей? (слайд 10.)

-Как люди должны беречь лес? (слайд 11.)

V. Закрепление изученного.

Учитель. Как живут растения и животные в лесу?

Ученики. Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.

Учитель. Как можно назвать лес?

Ученики. Лес – природное сообщество. Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

– Оцените свою работу на уроке с помощью карточек (зелёная – хорошо, жёлтая – удовлетворительная, красная – неудовлетворительно.)

Читать, пересказывать с. 164–169. Составить письменно в тетрадях описание природного сообщества – лес, пользуясь планом с. 165.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *