Идешь по зимнему лесу

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 253 848
  • КНИГИ 579 521
  • СЕРИИ 21 484
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 532 683

Не знаю, что это означало — или ультиматум о бесполезности сопротивления, или рыцарский жест, дескать, уважаю противника и, прежде чем приступить к расправе, называю свое имя, — только после этого «знакомства» все скопище разом ринулось на зайца…

И вот что случилось затем.

Заяц неожиданно опрокинулся на спину да так полоснул длинными задними ногами по навалившемуся воронью, что только перья закружились! После этого вскочил и с непостижимой скоростью помчался к березовой островинке.

Но вороны не думали сдаваться. С превеликим возмущенным шумом устремились за ним. Впереди летел Карл. Носатый, поджарый, похожий на черную головешку. Хоть и быстро махал косой, птицы все же довольно скоро догнали его, повторили попытку зажать в круг. И зажали. Опять расселись тесным кольцом, и опять ворон сказал: «Карл!»

Только заяц уже познакомился с ним и не стал дожидаться развития событий. Едва вороны приблизились к нему, снова перевернулся на спину и снова дрыгнул задними ногами. Да так дрыгнул, что не только перья остались чернеть на снегу, а и две беспомощно бьющиеся вороны… Хлопая крыльями и сшибаясь, посрамленные птицы беспорядочно заметались в воздухе, уже далекие от намерения преследовать зайца. А он шибче прежнего мчался к спасительному леску, где его дом, его лежка и где можно спокойно отдышаться от погони.

ПИСЬМЕНА НА СНЕГУ

Идешь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь преображенной его красотой. Давно ли еще здесь цвели травы, пели птицы, пахло наливной солнечной земляникой — и было хорошо в летнем лесу. Потом травы завяли, птицы улетели, заполыхала многоцветьем нарядная осень — и тоже было хорошо.

А вот теперь лес совсем другой — тихий и заснеженный, будто и не лес вовсе, а сказочный чертог.

Нет слов, красив зимний лес, только чуточку грустно в нем — роскошном, пустом и гулком.

Пустом? Нет, это от морозной тишины кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и звери, и птицы. Но это только кажется. Конечно, есть и завзятые засони. Давно спят в дуплах, повиснув вниз головой и, как плащом, обвернувшись перепончатыми крыльями, летучие мыши; спит на мягкой подстилке из сухих листьев в теплой, наглухо заткнутой норе барсук; спит еж и, понятно, Мишка-медведь. Но сто́ит внимательней приглядеться к лесу, и всюду можно заметить следы непрекращающейся, хотя и скрытой жизни.

…Шуршит под лыжами снег. Все дальше и дальше ухожу от проезжей дороги. Тихо кругом. В нарядных дошках дремлют ели. Белые колпаки, точно теплые барашковые папахи, нахлобучили на себя высокие пеньки. А молодые сосенки так укутаны снегом, что не видно иголок.

Над лесом встало розовое солнце. Заалели вершины елок. Но что там такое? С одной заструился сверкающий куржак. Закачалась ветка, и на ней красным фонариком вспыхнула яркая птичка с диковинным клювом. Клюв толстый, короткий, похожий на щипчики, которыми колют сахар, только острые кривые концы заходят один за другой. Да ведь это же клест!

Примяв лапками острые иголки, клест ловко, как попугайчик, перевернулся вниз головой, сорвал усохшую шишку и давай ее лузгать! Быстро набил зоб — и порх на соседнее дерево. А там, в развилке сучьев, какой-то зеленый шарик темнеет. Так и есть, гнездо клеста. Самка уже высунулась навстречу.

Клест подцепился к гнезду и из клюва в клюв накормил ее.

Все ясно: самка сидит на яйцах. У них, у клестов, заведено парить зимой. Если, конечно, много корма — семян хвойных деревьев. И не обязательно в определенный месяц. Даже в январе, в самые что ни на есть холода, самка откладывает в добротное, по-зимнему утепленное гнездо четыре или пять зеленоватых, в густом накрапе яичек и высиживает их, не отлучаясь ни на минуту. А как же! Иначе заморозишь. Заботливый самец приносит в это время корм.

И опять скользят лыжи. Иду то полянками, то под тучной нависью крон деревьев.

А вот и первый след на снегу. Четко выпечатанный, будто отлитый в фаянсе. Чей же? Две точки, а чуть впереди — две овальные бороздки. Конечно, заячий! Только заяц ходит так, словно опирается передними лапами на костыли. А где же заяц был и куда направился? Сейчас узнаем. Он ведь все подробно «записал» на снегу.

Ночью заяц щипал озимь на поле, а к рассвету отправился на лесную опушку — отдыхать. Это хорошо видно по следу — идет прямо, никуда не сворачивает. На жировке — там не разберешься, всяко напетляет, накружит, а тут — как веревочку тянет. Но я-то знаю, недолго так протянет…

Прыгал, прыгал заяц и вдруг остановился. Поднялся на задние лапы, постоял столбиком, послушал. Спокойно все, а он — обратно. С чего бы это? Ага, раз начал хитрить, запутывать следы — значит, близко лежка. А до чего ловко запутывает: скок назад — и прямо в старый след, скок еще раз — и опять в след! Но вот и сдвоенный след кончился. Ни впереди его нет, ни сзади. Не улетел же заяц!

Читайте также:  Как развести дрожжи в воде

Это он сделал большой скачок в сторону. «Скидку» сделал, как говорят охотники. Таких скидок бывает подряд три или четыре. Тут уж смотри в оба! Да не шуми очень-то, если хочешь увидеть косого. Заяц сметнулся со своего следа и где-то здесь, совсем рядышком, затаился. Лежит где-нибудь на горушке, а то и на пне, дремлет, а ушки слушают, караулят сон. Сам белый, и снег белый. Пока там ищейка-лиса разберется, куда делся заяц, он прыг за куст — и был таков…

Ну, а я иду дальше. Совсем лес густой стал. Настоящее Берендеево царство. Угрюмо горбятся в снежных балахонах вековые деревья. Низкими ветвями-лапами, будто руками, опираются о землю.

Звериных и птичьих следов здесь еще больше. Узорной росписью пестрят они на снегу. Вот какая-то мышка-норушка прошила ровную стежку от комля упавшей сосны к кочке. А вот белка снимала с сучка заготовленный летом сухой гриб, да уронила его, и пришлось спускаться на землю. «На снегу и пообедала. Только неэкономно обедала, раскрошила половину гриба. Но вспомнит еще о нем — долга зима!

А зайцы здесь так прямо хороводы водили под елками — все утоптано, утрамбовано. Ни за что не разобраться, сколько их тут было и что делали. И зачем мне разбираться, время тратить попусту? Я ведь без ружья, охотиться не собираюсь.

Без ружья… А вот сейчас, пожалуй, оно не помешало бы: низом оврага по снегу словно протащили мягкий и тяжелый груз. Не след, а целая канава.

Ладно, была не была, пройдусь по нему.

Сперва зверь двигался оврагом, а когда начался угористый захламленный ельник, выбрался из него и давай крутить вензеля в буреломе! Ему-то что — под любой выворотень, под любую корягу подлезет, а мне каково на лыжах? Устал я выпутываться из кустовья, сел на валежину. За кем хоть иду-то? Может, за рысью? Ишь, как следы заутюжила брюхом!

Но вот в одном месте зверь остановился, долго стоял, и оттого, что долго стоял, снег под его лапами подтаял. И тут я различил продолговатый когтистый ступ с ямкой-вдавышем посередке. Нет, не рысь — та высокая на ногах, брюхом снега не заденет, а лапа у нее комковатая, как бы собранная в кулак, при ходьбе когти вытягивает, как кошка. Кто же это? Начал я оглядываться. В осиновом редняке след перешел на махи. Не то чтобы широкие махи, но частые, торопливые, и по ним было видно, что зверь бежал не тихо.

Азарт меня взял, и я тоже прибавил шагу. Бегу, а сам поглядываю вперед — зверь-то ведь незнакомый, ненароком дождется где-нибудь за лесиной!

Палку потолще выломил… По следу выбежал на поляну. Широкая такая поляна, а посреди нее — стожок сена. От него стремительными росчерками темнеют на снегу другие следы.

Сразу догадался: косули. В зимнюю бескормицу косули частенько собираются у сена. Но что за балбес этот зверь, если так открыто бежит на косуль? Разве догонит он их, быстроногих, как ветер?

И все же «балбес» увязался за косулями. Нырял, нырял по глубокому снегу, остановился, потоптался — и обратно. Только пошел не старым следом, а наискосок, прямехонько к поляне. Чьи же это уловки?

Думал я, думал и вспомнил: росомаха. Как же я раньше не догадался? Только она способна на такие хитрости. Не может догнать добычу, сморить в погоне, как это делает волк, — высидит, подкараулит на тропе или у водопоя. А упорства, лютости у нее не меньше, чем у того же волка. Сутки будет ждать, двое, неделю, если потребуется, но дождется.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Открытый урок русского языка

Путешествие по зимнему лесу

(урок обобщающего повторения по теме

Урок подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Тип: урок обобщающего повторения

Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».

Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по февральскому лесу.

Читайте также:  Можно ли штукатурить по побелке

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

II . Введение в тему.

Ребята, перед вами карта. Отправной точкой будет, конечно же, ваша школа. Как вы видите, после путешествия мы с вами должны в нее вернуться. В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания. Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. На каждом привале вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем красным флажком. Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем зеленым флажком. Ну а если будут ошибки, поставим синий флажок.

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

— Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

— Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

— Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

— Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

Ну что, в дорогу?

IV . Первый привал – разряды имен прилагательных.

Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

(И.С. Соколов – Микитов)

— Определите тип текста. (Описание).

— Каковы тема и основная мысль текста?

— Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

— А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

— Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

Я слово замечательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

— Стихотворение подтвердило ваши слова?

— Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

— Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

— Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?

(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

— Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

— Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

— На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

— Сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы несколько человек выполнили карточки, а остальные поработают с текстом. Выполним распределительное письмо (коллективно).

— Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).

Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.

1) У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.

(три человека устно отвечают)

Итак, задание первого привала выполнили, но прежде чем отправиться дальше, давайте отметим флажком, насколько хорошо вы справились с заданием.

(один ученик отмечает флажком привал)

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.

Отметим на карте, как прошла физминутка.

VI . Второй привал – степени сравнения.

Вы, наверное, устали, поэтому давайте сделаем полминутки для шутки.

(диалог из веселых уроков радионяни)

— Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

(сравнительная и превосходная)

— Что такое положительная степень?

— Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

Читайте также:  Слива дашенька описание сорта фото отзывы

— А как образуется превосходная степень простая и составная?

Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

— Какие ошибки допустил автор в этом тексте?

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

— Вы должны устно отредактировать текст.

Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.

(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).

Задание выполнено. Давайте отметим на нашей карте флажочком, насколько успешно вы с ним справились.

VII . Привал «Загадочный»

Ребята, следующий привал «Загадочный».

Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

— Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?

— В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).

— А расскажите о написании прилагательного «оконная».

На этом привале вам приготовлена еще одна загадка.

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживиться

— Кто же это? (лисица).

— Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).

— Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).

— Как образуются краткие прилагательные?

— От всех прилагательных можно образовать краткие формы?

— Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и вспомним, какими членами предложения являются прилагательные.

Ну что ж, задание выполнили. Давайте определим, насколько хорошо. Выставляем флажок.

VIII . Привал «Зимнее творчество».

Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?

Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

— Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете?

Изменчивый месяц февраль –

Он любит весну, и зимы ему жаль.

Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,

А в полдень он яркие звезды роняет.

И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль,

Лежат на снегу ярко-синие тени

От черных деревьев, и, став на колени,

Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,

Над снегом колдует для тех,

Кто под снегом во мгле.

И радость морозную вешняя точит печаль

В обманчивый месяц февраль.

Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Начало февраля погожее — весну жди раннюю, пригожую.

— Ребята, назовите эпитеты в стихотворениях и пословицах.

Посмотрите на экран. Перед вами фотоэтюд февральского леса. Вы должны написать сочинение – миниатюру по данному фотоэтюду, используя эпитеты.

(дети зачитывают несколько работ).

Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились

IX . Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

— Что сегодня на уроке мы повторили?

— Что вам понравилось?

— А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

— Что такое синквейн знаете?

( пятистрочная стихотворная форма ).

Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное )

Вторая строка – характеристика темы

Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)

Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)

Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы вернулись с прогулки.

Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.

Морозы стали слабее.

Выполните морфологический разбор прилагательного.

Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».

Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Высокие, неподвижные, спят сосны, синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез, тяжелыми шапками белого снега покрыты ветки высоких и маленьких елей. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели — долго серебрится в морозном воздухе легкая снежная пыль.

Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки

Ідеш по зимовому лісі і не намилуєшся. Глибокі і чисті лежать під деревами замети. Високі, нерухомі, сплять сосни, синюваті тіні їх струнких стовбурів лежать на білих незайманих заметах. Над лісовими стежками мереживними білими арками зігнулися під вагою інею стовбури молодих беріз, важкими шапками білого снігу покриті гілки високих і маленьких ялинок. Зірветься така біла шапка з вершини високої ялини — довго сріблиться в морозному повітрі легка сніговий пил.

Тихо в сплячому зимовому лісі, але чутливе вухо вловлює живі тонкі звуки

Оцените статью
Добавить комментарий