Флокс вишневый сад константиновой

17 февраля в Москве случилось очень значимое событие для всех, кто неравнодушен к флоксам — Первая Всероссийская конференция флоксоводов. Одним из докладчиков была постоянный автор «Садовника» и куратор питерской выставки «Мир флоксов» [url]http://mirfloksov.narod.ru/[/url] Светлана Воронина. По моей просьбе Светлана рассказала о том, что было на конференции:

Какими должны быть новые сорта флоксов?

Открыла конференцию ландшафтный дизайнер и ведущий селекционер флоксов Елена Константинова.

По ее словам, одна из главных проблем сегодня – хаос неконтролируемого представления новых сеянцев, зачастую даже не испытанных должным образом. Отечественные флоксы – одни из лучших в мировой селекции, у нас богатейший генофонд сортов с непревзойденными декоративными характеристиками и ростовыми качествами (‘Уральские Сказы’, ‘Маргри’, ‘Мария Федоровна’, ‘Молодость’, ‘Новинка’ и многие другие). Новые сорта должны соответствовать этой высокой планке: иметь гармоничную форму и хорошую наполненность соцветий, выровненный габитус, прочные стебли, длительное цветение. При определении стойкости сорта к погодным неприятностям – сильному ветеру, обильным холодным росам, проливным дождям – важна скорость восстановления декоративности куста. Соцветие должно легко освобождаться от увядших цветков, тогда оно будет выглядеть всегда аккуратно. Однородность и чистота цвета – качество, которое Елена Константинова считает необходимым для флоксов. Далеко не все сорта им обладают, часто цветок в возрасте двух-трех дней отличается по окраске от вновь раскрывшегося. Однако не все селекционеры согласны с этим требованием, некоторые считают, что определенная “расплывчатость”, неоднородность окраски вполне допустима.

Новые флоксы Елены Константиновой
Завершена часть работы, начатой около 10 лет назад, результат — целая коллекция мелкоцветковых сортов. Они отлично подходят для цветников, выносливы, цветут не менее полутора месяцев. Выделена серия ‘Вуаль’, один из ее представителей, ‘Пурпурная Вуаль’ — лауреат выставки «Цветы 2012».

Серия включает в себя несколько окрасок, это флоксы для среднего плана цветников высотой до 90 см, с крепкими гармоничными кустами и крупными соцветиями. Очень выигрышно смотрятся светлые сорта:

‘Птица-Синица’

и ‘Свирель’.

Но самый большой интерес вызвал флокс с интригующим названием ‘Мистер Икс’.

У него сиренево-серебристые с глубоким фиолетовым глазком мелкие звездчатые цветочки, собранные в огромные широкие соцветия.

А что с зарубежными сортами? Бывают и проблемы!
Эта тема и сегодня актуальна, ведь в регионах гораздо легче купить иностранные сорта, чем отечественные. Они широко рекламируются и повсюду продаются. В своем докладе Светлана Воронина рассказала об основных неприятностях, с которыми сталкивается садовник при выращивании этих сортов.

реверс у флокса ‘All in One’

реверс у флокса ‘Peppermint Twist’

флокс ‘Picasso’

– недостаточная наполненность соцветия, т.е. соцветия с “лысинкой” и короткий период декоративности цветущего куста.

флокс ‘Tiara’ в середине цветения

Огорчает также несовпадение заявленной длины побегов с реальной высотой куста.

Вместе с тем среди иностранных сортов есть шедевры, которые годами украшают наши сады: ‘Lavendelwolke’,

‘Salmon Glow’

и многие другие. Есть среди них и настоящие низкорослые сорта, так необходимые для переднего плана цветников, например, ‘Augustschneekuppel’.

К сожалению, такие сорта составляют лишь минимальную часть предлагаемого ассортимента, а гораздо больше продается новинок не всегда хорошо отработанных сортов.

Новые сорта Юрия Репрева

Знаменитый селекционер рассказал о том, что он продолжает работу над синеющими флоксами. Казалось бы, куда уже улучшать его шедевры, ‘Голубая Отрада’ и ‘Моя Любовь, Моя Отрада’, но новенькие очень интересны. Это:

‘Незабываемый Вечер’,

‘Лазурный Берег’,

‘Таинство’,

‘Свидание’

и несколько пока безымянных. Из его несколько более ранних сортов восхищение аудитории вызвал таинственный мерцающий ‘Сен-Санс’.

Кроме своих, Юрий Андреевич показал и некоторые сеянцы коллег, которые он выделил. Один из них, ‘Василиса’ И. и Г. Кругловых отличается очень интересной окраской цветка.

Розовый венчик имеет светлую кайму. Такая окраска иногда встречается у сеянцев, он показывал и свой близкий по тону, но ‘Василиса’ отличается еще и крупным красиво сложенным соцветием, а главное, такая окраска стабильна, цветок держит ее с момента роспуска до того, как завянет.

Новинки агрофирмы «Поиск»

Старший научный консультант Вера Борисова рассказала о том, что питомник не только разможает лучшие отечественные сорта флоксов, но и ведет собственную селекционную программу — многие сеянцы уже зарегистрированы.

Селекционное поле питомника

Всего на сегодняшний день в производстве около 30 новинок.

Флокс ‘Зимнее Утро’

Флокс ‘Бисер’

Некоторые из них оформляются в серии, что всегда удобно для подбора сортов в цветники – в сериях флоксы выровнены по высоте куста, форме соцветия. Безусловно интересна серия ‘Суфле’, содержащая рослые стройные флоксы чистых тонов. Особый интерес аудитории вызвал обладающий очень красивым и необычным оттенком красного флокс ‘Земляничное Суфле’.

В докладе прозвучало предложение, многими признанное удачным и необходимым, — выделять в информационных базах и каталогах мелкоцветковые сорта в отдельную группу. Действительно, по сравнению с крупноцветковыми на выставках они, как правило, проигрывают, вместе с тем в саду часто выглядят гораздо лучше последних и имеют лучшие “эксплуатационные” качества.

Новинки питерской селекции

Еще один доклад из Петербурга прозвучал от Надежды Мартикайнен, директора питомника "Северная Флора", который известен замечательной коллекцией сортов флокса метельчатого, разносторонне и грамотно подобранной.

Около полутора десятков новинок петербургской селекции уже хорошо испытаны в жестких условиях питомника, размножаются и продаются.

Есть также редкости – английские сорта селекции Symon-Jeune и совсем недавние немецкие культивары селекции zur Linden и M. Foerster.

Не забыли и о летниках
На конференции прозвучал подробный обзор сортов и агротехники однолетнего флокса Друммонда от Дины Борисовны Кудрявец с рекомендациями конкретных серий для различных целей: контейнеры, городское озеленение, небольшие цветочные композиции в саду.

Флокс в дизайне сада
Завершающим аккордом конференции стала демонстрация цветников с флоксами ландшафтного дизайнера Ирины Сахаровой. Она показала роскошные полноцветные композиции, раскрывающие декоративный потенциал флокса. Это были и крупные протяженные миксбордеры, и камерные композиции, включающие в себя гармоничные сочетания с надежными и долговечными многолетниками, хорошо себя зарекомендовавшими в условиях северного сада.

Конференция закончилась, но работа по объединению любителей флоксов в России только начинается. Будем пристально следить за достижениями наших флоксоводов!

[i]Благодарю Светлану Воронину за подробный рассказ о конференции и фотографии, Елену Константинову, Маргариту Барбухатти, Веру Борисову и Ю.А. Репрева, И. и Г. Кругловых – за предоставленные фотографии.[/i]

Читайте также:  Сколько застывает заливное из рыбы

Обзор всего лучшего, что создано в культуре флокса метельчатого с довоенных времен.

Несмотря на то, что в России флоксы были достаточно широко представлены в ботанических садах и коллекциях садоводств и любителей этой культуры в конце ХIХ начале ХХ веков массовая популярность к флоксам приходит в 30 годы. Начиная с этого момента и в послевоенное время в России было создано большое количество сортов, многие из которых являются истинным украшением современных садов и цветников.

В этот период селекцией флоксов только в Москве и Подмосковье занимались М.П. Нагибина, А.В Иноземцев, В.И.Сергеев, Б.В. Квасников, Е.И. Нифонтова, Л.И. Маркова, М.П. Бедингауз, Б и А. Кунины, З.А. и Е.М.Тихоновы, Л.П. Иванова, М.И. Грошикова, А.Г. Марков, М.Ф.Шаронова, П.Г. Гаганов, И.Л.Заливский и другие. По существу была заложена генетическая база для перехода на качественно другой новый уровень в селекции народного цветка. Я считаю, что в этот период шло количественное накопление сортимента и соответственно генофонда без анализа результатов и постановки конкретных селекционных задач. Это в любительской селекции.

Но у специалистов, работавших с культурой флокса в ботанических садах, все-таки одна самая главная задача была. Флоксы с их декоративными возможностями – пышностью, длительностью цветения, необходимы были для украшения цветников в городском озеленении. Поэтому в описании параметров появился пункт – назначение в использовании. Новинки селекции стали проверять в ботанических садах на наличие хозяйственных признаков – перспективности применения в озеленении. По итогам проверки давались оценки по устойчивости сорта к различным видам заболеваний, плохим погодным условиям, морозостойкости, качеству соцветия. Флоксы широко использовались в озеленении, поэтому некоторые, даже рекомендованные сорта, которые не подтверждали заявленного уровня хозяйственных и декоративных признаков, по результатам их практического применения, решением специалистов городских служб озеленения выводились из ассортимента и размножались только любителями, коллекционерами.

Новинки селекции высаживались для всеобщего обозрения и оценки специалистов на опытном экспозиционном участке вокруг павильона «Цветоводство и озеленение» на ВДНХ. Работа по селекции по существу не прерывалась даже в период разрушительной Отечественной войны. Начиная с 30-х годов было создано и описано множество замечательных сортов и гибридов, многие из которых проверены временем, нисколько не устарели и в ХХI веке являются популярными в садах и размножаются в питомниках России и за рубежом. Это, например «Румяный», «Аленушка» Б.В.Квасникова, «Туман», «Фестивальный» М.И. Грошиковой, «Лебедушка», «Находка» Н.Ю. Скрастынь, замечательные сорта М.Ф. Шароновой «Маргри», «Мария Федоровна», «Аметистовый» и др. Украшением любой коллекции до наших дней являются сорта Е.Д Харченко – «Новинка», «Цвет Яблони», «Тарас Шевченко» и другие.

Основу селекционного фонда составили сорта Павла Гавриловича Гаганова, который опередил свое время и вывел не одну сотню сортов. Им заложены новые направления в мировой селекции многолетнего флокса – это дымчатые, голубые и синие окраски. Первые дымчатые сорта – Дымчатый Коралл, Сумрак, Вариации, Уральские Сказы, Дракон стали генетической основой современной группы дымчатых флоксов. А Уральские Сказы широко используется западными селекционерами для выведения сортов уже в ХХI веке. Фиосин, Черномор, Вечерняя Песня, Эдалет стали основателемя группы синеющих и голубых сортов (в вечернее время и в пасмурную погоду).

В своей работе П.Г. Гаганов сотрудничал с другим знаменитым селекционером ХХI века Карлом Форстером и было бы неправильным отрицать влияние форстеровских сортов на генетическую базу отечественных флоксов. Многие из них, также как и гагановские сорта остаются эталонными в современных коллекциях, как на западе, так и в России. Это, например, такие сорта как серебристо-розовый Silberlachs, палево-розовый c глазком Bornimer Nachsommer, высокорослый с огромными соцветиями сиреневый Lavendelwolke и другие.

Что явилось поворотным моментом в селекции флоксов в России?

С моей точки зрения это селекционная работа Юрия Андреевича Репрева. Начиная с 70 – 80 годов прошлого века сортимент российских флоксов начал пополняться удивительными уникальными сортами его селекции. Группа голубых и синих пополнилась изумительным крупноцветковым Сандро Ботичелли, Голубой Отрадой, затем появилась Моя Любовь, Моя Отрада и целый ряд других. Дымчатые флоксы селекции Ю.А. Репрева получили большое признание и у любителей и у специалистов. Это серебристо-пепельный Врубель, низкорослый компактный Чюрленис, популярный на западе розовый со стальной дымкой Секрет, а также Старина, Седая Дама и др. Юрий Андреевич получил и другие замечательные сорта — крупноцветковый Прекрасное Утро, белый с голубизной Небеса, палево-розовый Радомир и многие другие. Именно эта группа сортов, а также некоторые сорта нашего базового сортимента стали основой для селекционной работы в 90 х и в начале 2000 годов.

Когда Вы начали заниматься селекцией?

Флоксами я увлеклась в детстве. У моей бабушки на даче в Кратово была довольно большая коллекция флоксов, которая занимала площадь около двух соток. Основу ее составляли именно форстеровские сорта, но были и наши, отечественные – Аня Гаганова, Оленька, Руслан, Подарок, Сказка П.Г. Гаганова, некоторые сорта Нагибиной М.П., Квасникова Б.В., Е.Д.Харченко и др.

Сначала я коллекционировала сорта. Изучала их на экспозиционных участках Ботанического сада РАН, ВДНХ. В начале 80 годов я познакомилась с Юрием Андреевичем Репревым, побывала в Абрамцево у него в саду. До этого я уже побывала во многих садах коллекционеров и селекционеров флоксов, в том числе в садах М.Ф.Шароновой, Н.Ю.Скрастынь, Маркова А.Г. Однако ошеломляющее впечатление на меня произвели флоксы Ю.А.Репрева. Я увезла из его сада 75 деленок сортов флоксов и сеянцев его селекции. С этого момента я по другому взглянула на свою любимую культуру, стала все больше замечать недостатки и достоинства сортов и мне захотелось попробовать создать свои собственные.

Задачи Е. Константиновой как селекционера.

Обладая в середине 80 годов очень хорошей коллекцией флоксов, в которую входили лучшие сорта сортимента того периода, а также новинки селекции Ю.А.Репрева, я задумалась, а какие сорта будут нужны, если заниматься выведением новых. У меня перед глазами были без преувеличения шедевры мировой селекции. Кому нужна будет моя селекция? Поэтому пойти можно было разными путями первое – улучшение уже существующих сортов. Вполне реальный путь, который может дать хорошие результаты, так как сорта стареют и изменяются требования к ним.

Читайте также:  Розовый цветок с желтой серединкой

Второй путь – создание совсем новых сортов. В этом случае можно ставить любые, самые фантастические задачи. В любом случае для меня новый сорт – это сочетание очень многих параметров. Какой бы оригинальной не была окраска цветка, если это единственный параметр по которому отбирается перспективный сеянец, то хорошего сорта не получится. Окраска цветка даже может быть похожей на уже имеющиеся сорта.

Однако, сорт – это новизна в сроках цветения, качестве соцветии, размере цветка, его форме, устойчивость окраски к выгоранию и целый ряд других параметров. Для флокса метельчатого очень важно сочетание параметров качество цветка и соцветия. То есть как чисто конструктивно устроено соцветие и как в нем располагаются цветки, с какими промежутками, сколько ярусов цветков может дать соцветие и др. Параметры цветка – стойкость пигментов, скорость приобретения стабильной окраски после распускания, чистота и оригинальность цвета, цвет бутона, подкладки, трубки, ее длина, форма венчика цветка и многое другое. Все имеет значение. Если получен один, два выдающихся параметра, а остальные оставляют желать лучшего, то необходимо пересеивать перспективный сеянец на улучшение недостающих параметров.

Сейчас селекционеры выносят на рынок растения без проверки, поэтому так много в современном сортименте некачественных, выгорающих, неоднородно окрашенных, портящихся от дождя и росы с плохими соцветиями культиваров, часто неотличимых или повторяющих в худшую сторону уже имеющиеся. Коммерческая основа селекции, если селекционер не предъявляет к своим сортам самых высоких требований или отбору сортов для размножения – это не лучший стимул для появления шедевров. Не устаю повторять, что недобросовестная коммерция – это короткий путь на рынок и война цен. Надо продать свое. Коммерческие интернет-магазины легко могут проводить политику по отсеиванию неугодных сортов – всего лишь вопрос цены и некоторой недоинформированности покупателя. На хорошие сорта, даже победителей и лауреатов выставок ставится цена на уровне старых неинтересных и распространенных сортов.

Поэтому сейчас так важна деятельность созданного в 2009 году Российского общества любителей флоксов, которое ставит своими задачами сохранение генофонда отечественных флоксов, а также с помощью выставок и лучших коллекций, выявление всего лучшего, что было создано селекционерами, информирование любителей о лучших новинках и сортах отечественной селекции, помощь в распространении сортов в регионы России. Так за последнее время в России были созданы замечательные сеянцы, которым уже суждено стать сортами. Это новинки селекции Перед Бурей, Тальяночка Т.П. Шаповал, Заветное Желание Н.Ю. Константиновой, Соловьиная Роща, Кристина В.Я. Суриковой, Старый Маяк, Прохлада Т. Ермаковой, Анна Мария, Князь Серебрянный В.Н.Хватовой, Птица Сирин, Ваше Благородие, Кураж, Рубиновая Капля, Звездная Россыпь О. Кудрявцевой, Венец, Родник Фетисовой И.В. и другие.

Какие сорта я считаю знаковыми?

В работе каждого селекционера есть сорта-ступени к получению еще более качественных сортов, а есть действительно знаковые сорта. Такими сортами я считаю крупноцветковый белый с сиреневыми тенями Мастер, зацветающий в начале июля и цветущий очень долго, часто повторно и при этом не теряющий в размере цветка, дымчатую Анну Каренину, бело-синюю Гжель, лиловый кудрявый Блюз — крепкий, гармоничный с большим плотным соцветием. А вот для того, чтобы появилась Маргарита, должен был появиться Набат – яркий, абсолютно невыгорающий, но требующий подвязки. Зато красавица Маргарита — крепкая, не требует подвязки, с добротным соцветием, абсолютно невыгорающая.

В начале апреля 1982 года Елена пришла в секцию флоксов Московского клуба цветоводов, председателем которой в то время был М.Н. Крутов. В это время у нее уже была большая коллекция флоксов, около 200 сортов.

В 1983 году Елена была выбрана председателем секции. Многое приходилось осваивать заново. Отсутствовал каталог сортов флоксов и их описаний. Необходимо было выделить основные признаки описания сортов и сеянцев, структурировать информацию описания. В это время в секцию флоксов пришли Репрев Ю.А., куратор коллекции флоксов ГБС АН РАН Полякова Лилия Анатольевна, Елена Грошавеь – внучка Гаганова П.Г. и другие.

Так же, как в свое время Павел Гаврилович Гаганов подтолкнул Репрева Юрия Андреевича к занятиям селекцией флоксов, так в свою очередь именно Репрев Ю.А. подтолкнул Елену к созданию новых сортов. Елена и Юрий Андреевич познакомились в Клубе 4 апреля 1982 года и уже в мае она побывала на его участке в п. Абрамцево, где он передал ей 75 сортов и сеянцев флоксов.

Лето 1982 года стало годом рождения Елены, как селекционера. Юрий Андреевич часто посещал сад Елены и делился секретами, давал роки живописи. Уже в 1984 году в выставочном зале на Кутузовском проспекте были показаны "Павловский Посад" и "Богдан". Затем появились "Мисс Ольга", "Мираж", "Мастер", "Жемчуг", "Бенефис", "Импульс", "Зефир", "Витязь", "Турмалин", "Дебют", "Амадей", "Блюз", "Вальс", "Игорь Тальков", "Константин Мельников", "Набат", "Рихард Зорге", "Любовь Орлова", "Облако", "Олимпиада" (названная в честь бабушки Олимпиады Васильевны Козловой), "Магия".

Сорт "Владимир" был удостоен Золотой медали на выставке «Цветы» в 2000 году среди 26 номинантов.

В 80-е годы Елена объехала все доступные сады селекционеров: Шароновой М.Ф., Маркова А.Г., Скрастынь Н.Ю., Грошавень Е. Обменивалась посадочным материалом, изучала сорта и сеянцы селекционеров. Частыми были посещения сада Репрева Ю.А. Изучалась коллекция флоксов ГБС АН РАН, которая при кураторстве Л.А. Поляковой была наиболее представительной – 275 сортов. Из всех садов привозились новые сорта и сеянцы. Коллекция флоксов росла, появился опыт селекционной работы. Под руководством Е. Константиновой ежегодно проводились выставки флоксов.

Ею было разработано руководство по оценке сортов и сеянцев на выставках, которая затем была включена в книгу «Флоксы» ее авторства издательства «Фитон». Писались статьи о любимой культуре, проводились наблюдения и селекционная работа, был выпущен каталог сортов флоксов с их описаниями.

Однако было понятно, что дальнейшая работа невозможна без полного, на тот момент времени, каталога. И вот эта большая работа была проведена при участии Е. Грошавень. Елена занималась подготовкой каталога-справочника в декретном отпуске. В 1992 году первый каталог-справочник «Сорта и сеянцы флокса метельчатого» был выпущен. В нем были описания 394 сортов и сеянцев. Справочник был составлен на базе имеющейся литературы, описаний коллекции ГБС АН РАН, информации, полученной от цветоводов-любителей и селекционеров, результатов наблюдений автора. Заодно членами секции было подготовлено руководство по агротехнике флоксов, которое распространялось среди начинающих любителей флоксов на выставках и в секции.

Читайте также:  Новогодний олень своими руками из картона

После рождения сына в ноябре 1990 года Елена не устранилась от работы в секции и уже летом 1991 года проводила ежегодную выставку флоксов. Обязанности председателя секции на самый сложный и хлопотный период в воспитании сына были переданы Ирине Валентиновне Фетисовой.

В 90-е годы работа была продолжена. Ежегодно проводились выставки. Перечень их площадок был значительно расширен. Они проводились два года в Красных Палатах возле Храма Христа Спасителя, в Центральном доме художника, на ВДНХ. Выставки имели широкий резонанс, освещались ведущими каналами телевидения, на радио и в специализированных изданиях.

П осле многолетней проверки сортов, созданных в 80-е годы, Елена оформила государственную регистрацию своих первых удачных культиваров. В 1996 году были выданы авторские свидетельства на "Облако", "Мисс Ольгу", "Игоря Талькова", "Мастера", "Владимира", "Рихарда Зорге", "Блюз, "Олимпиаду". А в 1998 году — "Зефир", "Вальс", "Амадей", "Витязь", "Дебют", "Мираж", "Сигизмунд Леваневский", "Турмалин", "Набат".

В 1996 году Елена окончательно ушла из секции и создала Клуб любителей редких растений «Горицвет», где стала председателем и продолжила работу с флоксами. В Клуб «Горицвет» вступили и многие члены секции флоксов – Бодрова Р.Ф., Степанова Э.А., Трещалина Л.В., Репрев Ю.А., Туманова В.В., Соколова М.Ю., Ксинтарис Е.В., Сычева В.В., Колоколенкова Т.Н., Малова Н.Б., Томилина Н.Г., Хватова В.Н., Сидина М.И., Лущик Н.А., Шаповал Т.П., Желтовская Т.Т , Игнатьева М.А. и многие другие. Последней, уже в рамках «Горицвета», стала выставка флоксов, посвященная 850-летию г. Москвы в 1997 году. Председателем «Горицвета» Константинова Е.А. была недолго, появились новые неотложные дела. На этом ответственном посту ее заменила Татьяна Павловна шаповал, увлеченный и очень эрудированный человек.

В это время Константинова Елена уже ушла с кафедры кибернетики Университета управления и целиком занялась новым для себя видом деятельности – ландшафтным дизайном, и перенесла педагогическую деятельность в Учебный центр ОВОП, школы Виста и ЭФ-дизайн, а затем создала свой Учебно-практический центр «Цветущая Планета» совместно с Д. Патрикеевым и Г. Власенок.

Но флоксам все равно уделялось время, даже тогда, когда его не было. Проводилась селекционная работа на двух участках, была написана и в 2002 году издана книга «Флоксы», переизданная в последующие годы. Это была первая книга, изданная почти через 40 лет после книги П.Г.Гаганова!

Очень приятно было узнать, что книга лежит на рабочих столах в питомниках Петера цур Линдена, Коэна Янсена, Яна Вершхора, который неоднократно посещал селекционный участок Елены. Было опубликовано около 30 статей в разных периодических изданиях.

Когда у Елены принудительным порядком был ликвидирован селекционный участок, все сеянцы были переданы фирме «Поиск». А остатки коллекции перевезены в Кратово. Руководством фирмы «Поиск» в лице Корчагина В.В. была инициирована программа по разработке методики микроклонального размножения флокса метельчатого. Работы были поручены отделу биотехнологий ГНУ ВНИИ овощеводства под руководством доктора биологических наук Полякова А.В. Куратором работ от фирмы «Поиск» является В.Г.Борисова.

В фирму «Поиск» Константиновой Е.А. были переданы для отработки методики новинки ее селекции. Часть из них была загублена, но некоторые сохранились и были размножены. Так в садах появились «Маргарита, Гжель, Незабудка, Милый Друг, Анна Каренина, Иван Царевич, Голубка». Часть перспективных сеянцев оставалась на участке Елены.

В 2000 году стала актуальной проблема разработки методики проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность флоксов. Эту работу руководство Госсорткомиссии Министерства сельского хозяйства предложило выполнить Константиновой Елене Алексеевне и Борисовой Вере Германовне. Результаты этой работы прошли несколько этапов рецензирования и согласования, и в 2006 году Методика проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность была окончательно утверждена и принята к использованию.

Сейчас Елена Алексеевна снова активно занимается любимой культурой и вместе со своими бессменными коллегами Репревым Ю.А., Лущик Н.А., Шаповал Т.П., а также увлеченным энтузиастом, владельцем самой большой в России эталонной коллекции флоксов Суриковой В.Я., создала Российское общество любителей флоксов. Основными задачами общества является объединение всех истинных любителей этой культуры, сохранение ее генофонда, объединение всех селекционеров, помощь в регистрации и продвижении перспективных новинок, распространение новинок селекции не только в центральных районах, но и на периферии страны, проведение совместных с региональными отделениями РОЛФ выставок, конференций и т.д.

В настоящее время Еленой проводится проверка селекционных новинок новых линий флоксов, заложенных несколько лет назад. В Ближайшей перспективе проведение первой выставки флоксов Российского общества любителей флоксов и других крупных значимых мероприятий.

Список публикаций Константиновой Е.А. о флоксах:

· «Живые ковры флоксов». Журнал «Цветоводство» №3 1993

· «Мой сад с флоксами». Журнал «Цветоводство»№5 1996

· «Есть что воспеть поэтам». Журнал «Приусадебное хозяйство» №32 1995

· «В гостях у коллекционера». Журнал «В мире растений» №9 2001

· «Флоксы в современных цветниках». Журнал «Цветоводство» №4 2004

· «Такие разные флоксы». Журнал «Приусадебное хозяйство» №4 1991

· «Знакомтесь: новинки». Журнал «Цветоводство» №4 1992

· «Роскошные флоксы». Журнал «Цветоводство» №4 1997

· «Где и как сажать флоксы». Журнал «Цветоводство» №4 2002

· «Воплощение мечты». Журнал «Цветоводство» №4 2001

· «Флоксы в садовом дизайне». Журнал «Сад своими руками» №12 2001

· «Флоксы». Журнал «Ландшафтный дизайн» №4 2005

· «Флоксы в садовом пейзаже». Журнал «Цветоводство»№4 1998

· « Весенние флоксы». Журнал «Цветочный клуб» №4 2006

· « Флоксы». Москва, ЗАО Фитон+ 2002,2004

· « Дума русского сада». Журнал «Цветы» №9 2007

· «Лесные флоксы». Журнал «В мире растений» №6 2007

· «За что я ценю флоксы». Журнал «Вестник цветовода» №4 2007

· «Флоксы в садовом дизайне». Журнал «Ландшафтный дизайн» №9 2006

Оцените статью
Добавить комментарий