Родительские установки

Родительские установки

Семейная психология

Родительские установки. Формирование векторов нашего развития происходит не само по себе. Существует нечто, толкающее нас приобретать тот или иной опыт. По сути, есть два ключевых направления приобретения опыта:  болевой опыт и опыт благополучия. Влияние родительских установок при выборе мотива приобретения жизненных уроков колоссально. Ребенок просто срисовывает с родителя его образ жизни и мышления. Для этого совершенно не нужно сажать ребенка рядом с собой и “воспитывать”. Достаточно того, что вы говорите и делаете при ребенке. А еще, чего вы ему желаете и как формулируете в словесной и поведенческой форме свои ожидания и пожелания. Судьба человека – это не что иное, как родительский план относительно собственного чада плюс замысел Создателя. Задача родителя рассмотреть, в чем же состоял этот грандиозный замысел, и помочь ребенку реализовать его.

Посмотрим на основные векторы развития личности и подумаем, каковы же мотивы движения по этим векторам.

Огромное количество боли приводит к состоянию, называемому в науке синдромом выученной беспомощности. Говоря о боли можно размышлять в двух плоскостях: боль душевная и боль физическая. Благополучие также предполагает два аспекта: личное и материальное. В любом случае, боль и благополучие — это разные векторы развития личности. У того, кто знал много боли, как правило, трудности в материальном и личном плане. Если вдуматься, каковы мотивы человека, получившего боль и каковы мотивы того, кто благополучен? Что двигало этими людьми, что подтолкнуло одних – испытать много боли, других – научиться получать жизненные блага.

Боль или благополучие

Родительские установки. Как и куда они направляют личность ребенка?

Человек, получивший много боли, искал опыт. Это поиск смысла жизни. Поиск ответов. “Зачем живешь, когда так больно?”

Он шел неизведанными путями, сквозь преграды и препятствия, продирался сквозь непроходимую чащу, где его хлестали ветки непонимания, где его поливал дождь зависти к его несгибаемой воле. Он поскальзывался на  обмане, потому что не боялся его. И упав, вставал и шел дальше, и грязь почему-то не прилипала к нему. Нейронная сеть его принимала любой негативный опыт… А почему? А потому, что была подготовлена именно к этому. Подобное притягивает подобное. Пока нейроны знают только отрицательную информацию, они будут приемником именно такой волны. Эти антенны настроены на частоту боли. Кто их настроил подобным образом? Если понимать, что структура психики складывается до 5 лет, то ответ станет очевидным. Ребенка очень легко выучить боли и закрепить опыт беспомощности в ситуациях, где он не может влиять на реальность, просто снижая его самооценку, критикуя по поводу и без повода и наказывая игнорированием. Способов много.

Человек, ставший благополучным, был мотивирован поиском  удовлетворения потребностей. Это могли быть потребности разного порядка. От физиологических до потребности в уважении и власти. Но, главное, это потребности именно этой личности. Опыт такой личности нарабатывается по мере удовлетворения потребностей. И, соответственно, человек параллельно может приобрести навыки в различных областях, там, где можно заработать деньги и стать благополучным. Он идет по огромному саду, изобилующему дарами и возможностями. Надо только научиться их получать благородными способами.

Влияние родительских установок на детей

Напрашивается неприятный вывод. Чему учить детей? Конечно, главное, чему необходимо научить ребенка – это желать, хотеть и не стесняться удовлетворять свои потребности. Тогда опыт и обучение будут делом добровольным и желаемым. Ребенок научится чувствовать, что влияет на обстоятельства, что он в силах изменить свой мир к лучшему. И ему не грозит выученная беспомощность. Накопленная база памяти положительного опыта даст всходы в будущем. У такого человека не возникнет серьезных проблем с  поиском возможных путей материального обогащения и личного благополучия. Тот же, кому запрещали в детстве хотеть, будет искать ответы на противоречивые вопросы: Почему другим можно, а мне нельзя? Чем тот, другой, лучше меня? Что я делаю не так? Зачем живу? Как устроен мир?

В то время как тот, которому в детстве разрешили хотеть, будет искать удовлетворения своих “хотений”. Да, конечно, искать этого можно разными, в том числе, и не вполне адекватными способами. Но сейчас важно другое. Важно понять, как жизненно необходимо родительское разрешение “желать и хотеть”. Без такой установки жизнь покатится по совсем тяжелым тропкам и дорожкам. По дремучему лесу не отвеченных  вселенских вопросов. В темноте этого леса страшно, одиноко и безысходно. Только очень очень сильный способен пройти этот лес и остаться в живых. И, возможно, прийти к успеху.

Сила слабого

Родительские установки. Как можно дать установку на боль? Делайте выводы сами.

Говорят, что то, что не убивает, делает сильнее… Слабого да, делает. А сильного просто убивает чуть позже. Измученного и искалеченного. Так на сколько же надо быть сильнее этого сильного, чтобы пройти этот лес, остаться после всех испытаний живым, да еще и выйти с навыками не только выживания, но и опытом удовлетворения потребностей? Да, и где  приобретать этот опыт? В лесу? И приходится тому, кто сильнее сильного, находясь в этом лесу иногда из него выходить на дорогу и учиться простым навыкам. Обычному и нормальному опыту. Чтобы удовлетворить свои желания. Но разве такая картина реальна? Скорее, более возможно другое развитие событий. Человек  прямо там, в лесу, будет находить что-то, скажем так, для души. А вот это уже зависит, от его морально-этического кода.

Можно много еще сказать на эту тему. Например, про тех, у кого вообще не было родителей, и вроде некому было заложить правильные программы. Но у них был четкий, без всяких, противоречий чистый лист бумаги, на котором написано: “сам”. И никаких иллюзий. Дети же, выросшие с родителями, могут получать от своих родителей взаимоисключающие послания, которые запутывают жизненные программы и сценарии.

Родительские установки. Что же пожелать своему ребенку? Ответ кажется очевидным. Только желаем мы своими мыслями. А мыслим стереотипами. И когда хотим, чтобы ребенок вырос  хорошим человеком, нечаянно можем пожелать ему опыта. А вот какого? Болевого, из которого разовьется выученная беспомощность, или опыта удовлетворения потребностей и получения от жизни радости и удовольствия? Всегда помните, нужно различать, чего желает ваша сущность, а чего — ваша маска.

Родительские установки. Влияние родительских установок на формирование выученной беспомощности. Мы будем говорить на эти темы дальше. Продолжение следует…

 

Автор: Ольга Толмачева

Поделиться

Добавить комментарий