Духовно-нравственный выбор

Духовно-нравственный выбор человека

Психология Философия

Духовно-нравственный выбор человека – это есть адаптированный к жизни индивидуальный поведенческий стиль, основанный на защитных механизмах, которыми пользуется психика данного индивида.

Все мы понимаем, как важна для человека его адаптация к среде. В этом заключен важнейший признак здоровья психики. Адаптация же состоит из двух параметров: физическая и психологическая. Однако, мы можем быть великолепно адаптированы к этой жизни, но при этом наша индивидуальная адаптация может вредить окружающим. Это означает, что наши защиты помогают нам, наступая на личные границы другого.

Если речь идет о физической защите, то возможно, наше поведение имеет характер девиации (отклонения от общепринятой нормы дозволенной физической самообороны). Когда же мы наносим психологические травмы – это говорит о том, что наши психологические защиты нарушают целостность психики другого человека. Выбранная нами поведенческая стратегия хороша для нас, но губительна для ближнего. Это девиация психологического порядка.

С духовно-нравственной точки зрения получается, что наш выбор эгоистичен и заботимся мы в таком случае сугубо о себе. Нас не интересует благо ближнего и благо человечества в целом. То есть наш духовно-нравственный выбор – это собственная адаптация ценой ущемления прав ближнего. В подобном случае мы руководствуемся только страхом, поскольку защита лишь самого себя, в ущерб другим, предполагает отсутствие тенденции любви к людям и всему живому. А страх – это  противоположная любви мотивация. Что движет человеком в каждый момент его жизни: любовь или страх?

Духовно-нравственный выбор человека. На чем он основан?

А основан он, прежде всего, на заложенных в человеке психологических защитах, которые являются базой  его структуры психики и характера.

Психологические защиты и степень их осознаваемости

С течением жизни каждый индивид в процессе социализации наращивает слой психологических защит, которые впоследствии становятся его укрытием от пугающей реальности. Некоторые виды защит являются не осознаваемыми, некоторые частично находятся на уровне бессознательного и осознаются наполовину, есть и те, что осознаются полностью.

Степень осознаваемости  зависит от сложившейся структуры психики и уровня эволюционного развития души. На языке психологии это отчасти можно выразить в позициях транзактного анализа: Взрослый-Родитель-Ребенок. Это личностные позиции, описанные американским психотерапевтом Эриком Берном.

Взрослый – тот, кто в большей мере способен осознавать свои защиты и даже способен оградить от влияния своих защит оппонента, — того, кто находится с ним в коммуникации. Позиция Родитель, напротив, это человек в меньшей степени владеющий контролем над своими психологическими защитами и, наоборот, пользующийся ими, манипулирующий, но не видящий своих манипуляций. Ребенок – позиция, предполагающая частичное осознавание своих манипуляций. Обычно он понимает свои защиты и использует их для достижения целей (не обязательно вредных, часто в этой роли индивид имеет творческую реализацию).

Осознанность выбора поведенческой стратегии

Духовно-нравственный выбор человека. Из вышесказанного хорошо видно, что роли в транзактном анализе наглядно отображают духовно-нравственный выбор стратегии поведения личности. И полностью ответственен за свой выбор только занимающий позицию Взрослого. Так как способен увидеть свои психологические защиты, скорректировать их и защитить от них оппонента. То есть он никогда по своей доброй воле не наступит на “больное место” другого человека. И для всего человечества он также будет приносить пользу с точки зрения гармонии мира. Остальные соотечественники и современники, будучи в состоянии неосознанности или полуосознанности вполне могут и не видеть этой пользы, поскольку их полезность измеряется только личной эгоистичной выгодой.

Мотивация и потребности

Духовно-нравственный выбор человека. У каждого из нас существует базовая ведущая мотивация. Вот она то и составляет выбор поведенческой стратегии адаптации личности к среде. Мотивация человека предопределена его актуальной потребностью. Еще известный американский психолог отечественного происхождения Абрахам Маслоу описал знаменитую пирамиду потребностей, в которой в иерархическом порядке отражены человеческие потребности. Они и задают мотивацию личности.

Если, к примеру, человеку надо на данный момент выжить, он не сможет сильно задумываться об уважении. Он будет мотивирован в большей степени мыслями об обороне и о хлебе насущном. Но не для всех людей это работает именно так. Некоторые из нас способны и в момент, угрожающий жизни, помнить о ценности чужой жизни, а не только своей. От чего это зависит? От той самой позиции, на которой мы находимся, предопределенной нашими способами психологической защиты. Вспомните, о чем было написано ранее: Взрослый – это тот, кто ответственен за себя и других.

Как же так случается, что кто-то оказывается на позиции Взрослого, а кто-то ею пренебрегает в угоду собственным страстям.

Вспомните, Вы задумывались когда-нибудь, почему какой-то ребенок еще в детском саду начал раньше других говорить и завязывать шнурки? В то время как другие дети проносили ложку мимо рта, этот ребенок уже рассуждал о справедливости в обществе и чувствовал чужую боль. Почему так случилось, что его потребности уже в детском возрасте распространялись не только на себя, но и на мир вокруг. Просто это дитя природы пришло в мир, находясь уже на несколько ином уровне развития потребностно-мотивационной сферы. Его духовно-нравственный выбор был сделан еще до его рождения. Он пришел сюда, неся знания о мире, и его ведущей потребностью будет непрерывный процесс создания общего знания с ценностью жизни каждого живого существа.

Духовно-нравственный выбор человека – сложный пласт переплетения анатомо-физиологических задатков вместе с ДНК человека и его социализацией, то есть процесса приспособления к окружающей среде, где сформируются психологические защиты, которые впоследствии определят его поведенческий стиль. Именно этот стиль и станет проекцией духовно-нравственного уровня данной личности.

Мы во многом творим наш мир. Но частица целого уже в нас. И надо только дать ей проявиться. Это и будет духовно-нравственный выбор человека.

 

Автор: Ольга Толмачева

Поделиться

Добавить комментарий